Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мастерство ведущего и искусство звучащего слова»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Адаптированная программа
Возраст обучающихся: 12–18 лет
Срок реализации: 1год (144 час.)
Разработчик:
Кубышкин Александр Владимирович
педагог дополнительного образования
г. Челябинск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Искусству звучащего слова принадлежит важнейшая роль в отечественной культуре.
Воспитание молодежи на лучших образцах отечественной и мировой литературы и в лучших
традициях российского красноречия вселяет надежду на новый подъем языковой культуры
народа и сохранение богатств русского языка.
Занятия в студии художественного слова помогают молодому человеку понять и оценить
красоту родного языка, богатство нашей литературы. Выступая на сцене перед аудиторией
сверстников, дети начинают понимать общественную значимость своего творчества и
просветительскую роль искусства звучащего слова.
Направленность программы
Детство самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью
открытия мира. Сцена – уникальная возможность помочь ребёнку узнать самого себя, заявить о
себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.
Всё чаще на сцене в качестве ведущих мы видим детей. Они приятно удивляют нас своими
способностями и талантом, умением выйти из любой
незапланированной ситуации,
сложившейся на сцене. Любой концерт, любое сценическое действо вызовут положительный
эмоциональный отклик в сердцах зрителей, если понятна и выразительна будет речь ведущих,
если пластичны и убедительны будут их движения по сцене. Предстоит огромный труд детей,
родителей и педагогов прежде, чем ребята выйдут на сцену в качестве ведущих или чтецов.
Программа «Школа ведущих» ориентирует взрослых (родителей, педагогов) на создание
условий для развития у детей творческих способностей средствами театрального искусства и
искусства конферанса, даёт элементарные знания в области сценической культуры.
Педагогическая целесообразность
Программа стимулирует способности ребёнка к образному и свободному восприятию
окружающего мира, способствует устранению психофизических недостатков и зажимов.
Важным принципом в работе «Школы ведущих» является формирование нравственных
качеств ребят в коллективе и через коллектив, воспитание у детей художественноэстетического вкуса.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся могут освоить профессии радио-,
телеведущего, конферансье, игрового ведущего.
В план занятий входят:
- упражнения по технике речи, основы сценического поведения, постановка дыхания;
- занятия по мастерству актера;
- занятия по мастерству конферансье;
- занятия по мастерству ведущего;
- занятия по сценарному мастерству:
- занятия по художественному слову, которые проводятся в расширенном объеме;
- изучение истории литературы и театра;
- индивидуальные репетиции, учитывается разнообразие и сложность литературного материала.
Программа имеет учебный план, который построен на основании четырех структурных блоков
(разделов). В каждый блок входит несколько заданий-тем. Каждая тема задание рассчитана на 2
часа (один час объяснение теоретического материала, постановка целей и задач, второй час
выполнение поставленных целей и задач на практике).
Цели и задачи обучения и творческого воспитания в соответствии с особенностями
каждой возрастной группы
2
Основная цель программы – создание условий для развития личности средствами искусства
художественного слова.
Задачи
Задачи творческого воспитания и обучения для детей этого возраста следующие:
✓ Развитие памяти, фантазии, воображения и речевой культуры ребенка.
✓ Освоение детьми ритмической и пластической структуры родного языка.
✓ Приобщение ребенка к миру музыки, изобразительного искусства и театра.
✓ Воспитание культуры общения.
✓ Основы поведения на сцене.
Ожидаемые успехи и достижения:
- умение правильно выстраивать свою речь;
- культура речевого поведения;
- испытывать радость творчества на сцене;
- физическая раскрепощенность;
- первые успехи сценариста.
- овладение логикой и образной структурой речи;
- расширение словаря, овладение богатством стилистики устной речи;
- точное сценическое общение;
- органичное поведение на сцене.
Программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий в каждой возрастной группе
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в каждой группе.
Педагог проводит индивидуальные репетиции, учитывается разнообразие и сложность
литературного материала.
Формы оценки знаний и творческих достижений участников
«Школа ведущих «Слово»
1. Литературные спектакли.
2. Творческие выступления чтецов в группах, обсуждение итогов.
3. Итоговые концерты: этюды, упражнения, хореографические зарисовки.
4. Собственные творческие проекты.
Прогнозируемые результаты обучения
Знания: краткие сведения:
о театральном искусстве, о профессии актёра;
о коллективной творческой деятельности;
о сценической этике.
Умения и навыки:
видеть и слышать партнёра по сцене;
читать поэтический и прозаический текст;
культура поведения на сцене;
основы сценического движения.
Условия, необходимые для реализации программы.
o Кабинет.
3
o
o
o
o
o
Магнитофон, проигрыватель.
Шкаф для книг и технических средств обучения.
Реквизит для занятий по сценическому движению и актерскому мастерству.
Возможности тиражирования учебного и постановочного материала.
Возможности для документальной видео и фотосъемки.
Учебный план программы
№
Название раздела
Кол-во
часов
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1.
Слово и действие
10
3
7
Показ
2.
Основы культуры речи
60
15
45
Литературный спектакль
3.
Ритмопластика
10
3
7
Хореографические
зарисовки
4.
Актерское мастерство
64
15
49
Актерские этюды
144
36
108
Итого
Содержание программы
Раздел 1. Слово и действие
Теория:
▪
▪
▪
▪
▪
Терминология ведущего и конферансье/ (2 часа);
Артикуляционная гимнастика (2 часа);
Работа с поэзией (2 часа);
Работа с прозой (2 часа);
Работа с баснями (2 часа).
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Раздел 2. Основы культуры речи
Дыхательная гимнастика (2 часа);
Постановка голоса (2 часа);
Дикция (индивидуальный тренинг) (2 часа);
Ораторская речь: приветственный текст (2 часа);
Ораторская речь: основная часть и заключение (2 часа);
Мелодекламация (2 часа);
Слова-паразиты и как с ними бороться (2 часа);
Расстановка логических ударений в тексте (2 часа);
Подтекст и работа с ним (2 часа);
Знаки препинания, их значение (2 часа);
Основы сценарного мастерства (2 часа);
4
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Проба пера (2 часа);
Понятие игры, конкурса (2 часа);
Игровая программа, сюжетные ходы (2 часа);
Импровизация ведущего в игре (2 часа);
Анализ литературного материала (2 часа);
Акценты и интонационные краски (2 часа);
Анализ и разбор сценарного материала (2 часа);
Работа над скороговорками (2 часа);
Работа над текстом (2 часа):
Музыкальное сопровождение текста (2 часа);
Дикция (индивидуальный тренинг) (2 часа);
Речеголосовой тренинг (2 часа);
Работа с текстами (2 часа);
Движение, дыхание, голос (2 часа);
Подбор литературного материала для конферанса (2 часа);
Литературная композиция: законы жанра (2 часа);
Выразительные средства ведущего в музыкальной композиции (2 часа);
Работа с текстами (2 часа);
Работа с поэтическим текстом (2 часа).
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Раздел 3.Ритмопластика
Осанка и походка (2 часа);
Темпоритмический тренинг (2 часа);
Пластические этюды «Наблюдения за животными»
(2 часа);
Дневник наблюдений (2 часа);
Поклоны и приветствия (2 часа);
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪ Раздел 4.Актерское мастерство
Актерский тренинг (2 часа);
Этика поведения на сцене (2 часа);
Одиночные этюды (2 часа);
Парные этюды (4 часа);
Басня. Этюды на основе басни (2 часа);
Этюды: наблюдения за профессиями (2 часа);
Этюды: наблюдения за популярными людьми (2 часа);
Особенности поведения и речи блогеров (2 часа);
Массовые этюды (2 часа);
Монолог на сцене (4 часа);
Диалог и его особенности (2 часа);
Диалог со зрителем и его особенности (4 часа);
5
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Радиоведущий (2 часа);
Работа над текстом радиоэфира (2 часа);
Особенности написания текста для радиоведущего (2 часа);
Телеведущий (2 часа);
Эстетика внешнего вида в кадре. Сценический костюм (2 часа);
Ток-шоу (2 часа);
Развлекательное шоу (2 часа);
Новостные программы. Особенности (2 часа);
Индивидуальная работа с текстом (2 часа);
Индивидуальная работа с текстом. Упражнения (2 часа);
Сценарная работа телеведущего (2 часа);
Индивидуальные репетиции (2 часа);
Работа над образом (2 часа);
Игровая программ (2 часа);
Хронометраж. Подбор аудитории (2 часа);
Видеоконтент (2 часа);
Импровизация (2 часа)
В каждой теме теория (1 час) и практика (1 час).
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы является важной составной частью программы
дополнительного образования. Особое внимание в методическом обеспечении уделяется
содержанию и технологии обучения.
Механизм выполнения задач обучения:
1. Совершенствование актёрского мастерства, сценической речи;
2. Изучение особенностей литературного произведения;
3. Введение в импровизации дополнительных выразительных средств (музыка, костюм,
декорации)
4. Отработка навыков грамотного восприятия (публичное выступление, участие в
концертных и тематических программах)
5. Отработка навыков исполнительской деятельности (чтение литературных произведений.
Участие в концертах в качестве ведущих программ. Участие в краевых творческих
мероприятиях в качестве ведущих и чтецов).
Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актёрского
мастерства для детей, в которой увеличены игровые моменты. Техника речи, этюды без слов и
со словами, сценическое движение, применение на занятиях аудиоаппаратуры – вот неполный
перечень задействованных приёмов в работе с обучающимися.
Программа состоит из четырёх разделов, поэтому методическое обеспечение программы
следует выстраивать, выполняя этот принцип:
Слово и действие
Основы культуры речи
Ритмопластика
Актёрское мастерство
6
Слово и действие (этот раздел в виде «Вводного занятия».) В нем показывается четкая
взаимосвязь слова и действия.
Этот раздел программы знакомит воспитанников с профессией ведущего, конферансье. Занятия
помогают выяснить уровень знаний и умений ребёнка общаться и проявлять свои творческие
способности и желания.
1.
2. Основы культуры речи
Правильная, выразительная речь – основа в творчестве ведущего. Задача этого раздела
программы – постановка дыхания, чёткое произношение, умение грамотно формулировать
свои мысли, работать над текстом на занятиях и самостоятельно.
3. Ритмопластика
В профессии ведущего не последнюю роль играет физическая форма и умение двигаться по
сцене красиво. Раздел программы даёт воспитанникам необходимые знания и навыки, которые
в дальнейшем помогут воспитаннику сохранять хорошую физическую форму и красивую
осанку.
4. Актёрское мастерство
Ведущий – это прежде всего артист. Научить ребят действовать в предлагаемых
обстоятельствах, уметь перевоплощаться и действовать в предлагаемом образе, владеть
мимикой лица и пластикой тела – вот основная задача этого раздела программы.
Работа педагога и воспитанника с литературой- главный помощник в работе. Педагог
показывает роль и значение не только определенной роли, художественного образа, но и
литературного источника. Ребенок должен полюбить книгу.
Рабочие материалы необходимая часть методики проведения занятий:
- наглядные материалы;
- сценарный фонд;
- атрибуты сцены и реквизит;
- аудио и видеотека.
Программа имеет учебно-тематический план, который построен на основании четырех
структурных блоков(разделов). В каждый блок входит несколько заданий-тем. Каждая тема
задание рассчитана на 2 часа (один час объяснение теоретического материала, постановка целей
и задач, второй час выполнение поставленных целей и задач на практике).
Методические рекомендации по воспитанию и обучению детей.
Основная цель работы с детьми возраста 12-18 лет заключается в том, чтобы дать верное
направление гармоничному развитию личности ребенка, подготовить ребенка к тому, чтобы он
смог в дальнейшем найти себя в различных видах творчества, смог полноценно учиться в
школе, университете и общаться в детском коллективе:
✓ Научить ребенка самостоятельно мыслить и четко выражать свои мысли;
✓ Осознать красоту, образность родной речи, ее точность и пластику;
✓ Говорить свободно и ясно.
Большое значение для развития речи имеют значение не только интонация, мимика, жесты,
но и развитие пластики детской руки, мелкой мускулатуры руки.
На занятиях следует применять упражнения и задания для развития интонации, мимики,
жестов, мелкой мускулаторы руки.
✓ В процессе игры слово становится действенным и зримым, формируется
поставленная речь.
На занятиях в этой группе игра не дополнительная или сопутствующая форма работы, она
основа учебного процесса.
7
Пластические этюды под музыку и музыкально-ритмические упражнения проводятся в игровой
форме.
Очень важный принцип - обучение по спирали:
✓ Избегание настойчивого закрепления, заученного текста;
✓ Уроки слова - это процесс активной жизни ребенка;
✓ Чтобы углубить знания и навыки необходимо регулярно возвращаться к
пройденным темам, текстам, этюдам, играм на новом, более глубоком уровне.
Таким образом, и осуществляется обучение по спирали.
Основной принцип в работе с детьми - уважение к личности ребенка, обучение в процессе
совместного творчества старшего и младшего (педагога и воспитанника).
Ребенок рождается не только с задатками, но с полным комплексом способностей
умственных, эмоциональных, физических. Задача педагогов выявить способности и направить
их развитие, не нарушив при этом гармонии, данной природой.
Главная задача в работе с детским коллективом – избегать нивелировки личности и
воспитывать уважение детей друг к другу и к старшим, помочь ребенку адаптироваться
в коллективе.
8
ЛИТЕРАТУРА ПО ПРОГРАММЕ
1. Афанасьев, С.П. Новогодний утренник: Сценарии новогодних театрализованных
представлений для начальной школы / С.П. Афанасьев, С.Н Грознов, С.Ю. Новиков. –
Кострома: МЦ «Вариант», 1999.
2. Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. – Ярославль: Академия
развития, 2000.
3. Былеева, Л.В. Русские народные игры / Л.В. Былеева. - М.: Советская Россия, 1988.
4. Сценическая речь/ Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. Тюмень: ТГИИК, 2002.
5. Кох И.Э. Основы сценического движения – М.: Просвещение, 1970.
6. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. / Г.В. Кристи. - М.: Искусство,
1978.
7. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.:
Просвещение, 1986.
9
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudodraduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополнительной общеразвивающей программе
«Мастерство ведущего и искусство звучащего слова»
Возраст обучающихся: 12–18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик:
Кубышкин Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования
г. Челябинск 2024
10
Содержание программы
Оглавление
Рабочая программа воспитательной деятельности ........................................................... 10
Содержание программы ............................................................................................................. 11
Пояснительная записка ........................................................................................................ 12
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики ....... 15
Методы оценки результативности выполнения программы ............................................ 17
Методики диагностики ........................................................................................................ 17
План воспитательной работы (по направленностям) .................................................... 21
Содержание программы воспитательной работы ........................................................... 21
Список используемой литературы ..................................................................................... 24
Календарный график воспитательной деятельности ....................................................... 25
11
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
«Мастерство ведущего и искусство звучащего слова» для реализации в детском объединении
«Мастерство ведущего», возраст обучающихся 12–18 лет, с целью организации воспитательной
работы с обучающимися.
Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется параллельно с
выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Материал программы представляет собой базисный минимум воспитательной работы,
обязательный для проведения с обучающимися объединения может быть дополнен педагогом
дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей
детей.
Цель программы: формирование и развитие, у обучающихся детей, системы
нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их
личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести;
ответственности, чувства долга;
- развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности;
инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
- воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
- приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства, уважения
прав человека, гражданственности и патриотизма.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования и развития, в
процессе получения детьми образования, воспитательного (духовно-нравственного) компонента
личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к жизни в современном обществе,
что в виду больших информационных объемов и трудоемкости учебных дисциплин, основных и
дополнительных общеобразовательных программ, достигается, в настоящее время, крайне
сложно.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу и воспитательную работу всей
образовательной организации. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией
дополнительной общеобразовательной программой осуществлять воспитательный процесс в
детском объединении.
В результате такого подхода создается воспитательная среда, уникальная для данной
направленности образовательной деятельности педагогов, данного объединения.
12
Воспитательная среда:
Режим занятий по программе включает в себя проведение, педагогом дополнительного
образования – руководителем детского объединения, не менее одного воспитательного
мероприятия в месяц и включение обучающихся в значимые воспитательные события района и
города. Общий объем учебных часов на реализацию программы составляет 9 и более часов (в
зависимости от формата мероприятий) на одну учебную группу. Для более эффективного
достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей
программе, рекомендовано активизировать деятельность обучающихся детей в части их участия
в организационно-массовой работе, проводимой педагогами-организаторами, в мероприятиях
городского календаря образовательных событий.
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования, в зависимости от
направленности, реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной программы,
в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся детей.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием, для педагога
дополнительного образования (лица ответственного за разработку мероприятия), является
соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям и задачам
воспитательной работы, отраженным в содержании настоящей программы, основным
направлениям и принципам воспитательной работы, направленности дополнительной
общеобразовательной программы, психофизиологическими обучающихся.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой ««Мастерство ведущего и искусство звучащего слова»»,
адресатом которой являются обучающиеся 12-18 лет. На данном образовательном уровне,
главной целью является развитие личностных качеств обучающихся детей, воспитательный
процесс в творческих объединениях направлен на выработку потребностей к учебнопознавательной, трудовой, творческой, социальной деятельности, развитию собственной
личности – саморазвитию, их дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и
осознание необходимости взаимодействия с ним, выработка социально-активной позиции
личности. Формирование и развитие этических принципов личности обучающихся, волевых
способностей и личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа в МБУДО «ЦВР «Радуга» осуществляется по пяти различным
13
направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты личности
обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом, воспитательных
мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога, Центра).
Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании обучающихся в духе любви
к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и
патриота России способной, на социально оправданные поступки в интересах российского
общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные
ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения
национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным
реалиям;
Культурологическое – осуществляется с целью приобщения обучающихся к
культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран,
общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания
благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся детей, выработки
уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к
различным культурным областям;
Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности,
развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных,
морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств —
совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия;
нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного
поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности,
послушания, доброй воли.
Экологическое воспитание – направлено на развитие у обучающихся экологической
культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и
формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей
национальной и общечеловеческой ценности;
Физкультурно-спортивное воспитание – направленно на совершенствование и
развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирование
физической культуры личности, формирование осознанной потребности в физкультурных
занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном,
здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.
Принципы воспитательной работы:
Воспитательный процесс в творческих объединениях, независимо от направленности
дополнительных образовательных программ и уровня образования, строится на следующих
принципах:
- Природосообразность воспитания – основывается на научном понимании
естественных (природных) и социальных процессов, их взаимосвязи. Заключается в воспитании
обучающихся сообразно их психофизиологическим особенностям;
- Культуросообразность воспитания – основывается на общечеловеческих ценностях, с
учетом особенностей и традиций национальных и региональных культур. Заключается в
воспитании обучающихся детей в соответствии с принятыми социокультурными, моральноэтическими нормами;
- Целенаправленность воспитания - заключается в организации воспитательного
процесса, педагогических взаимодействий, влияний и воздействий сообразно поставленным
целям и задачам;
- Гуманистическая направленность воспитания – заключается в соответствии
воспитательной деятельности тенденциям развития общества, педагогики и образования при
реализации задач формирования и развития личности обучающихся детей. Включает в себя
отражение идей гуманизма при организации и проведении воспитательных мероприятий;
14
- Централизация воспитания на развитии личности – воспитательный процесс
направлен на помощь обучающимся детям в становлении, обогащении и совершенствовании их
человеческой сущности, развитии личности;
- Принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учете педагогом
дополнительного образования экономических, демографических, социальных, экологических и
других условий жизнедеятельности обучающихся детей.
Категории воспитательных мероприятий:
Проводимые воспитательные мероприятия подразделены на 3 категории, каждая из
которых направлена на реализацию поставленных, настоящей программой, воспитательных
задач и достижение целевых результатов:
Теоретическая (развивающая) – в данную группу входят мероприятия, направленные
на интеллектуальное развитие обучающихся детей, расширение кругозора, изучение новых
областей знаний и т.п.; Теоретические мероприятия могут проводится как отдельные
мероприятия, так и являться частью мероприятия, имеющего как теоретическую, так и
практическую части, также теоретическое мероприятие может предварять комплексное или
практическое мероприятие.
Практическая (формирующая, корректирующая) – включает группу мероприятий,
направленных на развитие или коррекцию личностных характеристик обучающихся детей для
достижения поставленных, настоящей программой, задач и реализации целевого назначения
программы – формирования системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, как основы воспитанности обучающихся детей.
Диагностическая (результативная) – группа мероприятий, основная задача которых
заключается в получении показателей результативности проводимых воспитательных
мероприятий с целью дальнейшей, комплексной оценки, полученных результатов и выявления
показателя эффективности реализации программы воспитательной работы в целом по
учреждению. Диагностические мероприятия проводятся в рамках практических и
теоретических занятиях в виде педагогического наблюдения, тестирования, опроса и т.д.
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
В качестве результативности выполнения программы воспитательной работы
рассматриваются следующие критерии:
- формируемые, по средствам воспитательных мероприятий, качества личности детей,
включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их личностное
отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную жизненную
позицию;
- интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в направлениях
деятельности, реализуемых настоящей программой;
- уровень групповой сплоченности детского коллектива, психологический климат в коллективе,
степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей;
- показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей)
обучающихся и их мотивации к учебе;
- полнота освоения учебных часов, предусмотренных программой воспитательной работы.
Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется педагогом
дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели сравниваются с
результатами педагогической диагностики обучающихся детей по состоянию на начало
учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности выполнения программы,
представленный в разделе методического обеспечения.
После получения показателей по отдельным критериям осуществляется их
суммирование (кроме показателя социальной направленности) и выводится итоговая оценка
результативности для конкретного обучающегося. Итоговые оценки обучающихся
складываются и сравниваются с максимально возможной суммой таких оценок. Процентное
15
отношение полученных результатов к максимальной суме индивидуальных оценок и составляет
итоговый показатель результативности выполнения программы в детском объединении.
Итоговая результативность выполнения программы в целом по учреждению
определяется путем суммирования результатов выполнения программы в каждой учебной
группе и сравнения полученного результата с максимально возможным значением
результативности.
Ожидаемые результаты
№
п/п
Направленность
воспитательной
работы
1
Гражданскопатриотическое
2
Экологическое
3
Духовнонравственное
4
Физическое
Ожидаемые результаты
Методы
диагностики
- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия,
столица России, Народ России, Семья и
др.;
- развить чувство любви и гордости к
нашей стране, своей семье, друзьям;
- развивать чувство коллективизма,
сплоченности детского коллектива;
- сформировать представления об
окружающей природе, ее разновидностях;
- развивать чувство любви к природе;
- сформировать понимание
необходимости заботы о природе,
бережного отношения к ней;
- сформировать представления о
морально-этических качествах личности,
об основных нормах и понятиях этики;
- развить потребность к активной,
познавательной деятельности, развитию,
саморазвитию;
- сформировать устойчивые,
положительные представления о личных
обязанностях, ответственное отношение к
ним;
- сформировать потребность в активной,
подвижной деятельности, здоровом
образе жизни;
- знать правила личной и общественной
гигиены;
- развивать физические способности
обучающихся детей;
- Наблюдение;
- Беседа;
- Тестирование;
- Опрос;
- Анализ
участия в
мероприятии
16
5
Культурологическое
- знать основные виды учреждений
культуры, их назначение, особенности;
- знать основные виды искусств
(живопись, музыка, театральное
искусство, художественная литература,
архитектура и др.);
- иметь представления о национальной
культуре русского народа, и народов
других стран, правилах поведения в
обществе;
- сформировать положительное
отношение к культуре и искусству;
- развить способности чувственного
восприятия предметов культуры и
искусства;
Методы оценки результативности выполнения программы
Основным методом изучения уровня воспитанности обучающегося является наблюдение.
Педагог наблюдает ребенка в процессе подготовки к мероприятиям программы, во время
мероприятия, после мероприятия. Также применяются письменный и устный опрос, беседа,
тестирование, беседа, анализ участия в мероприятии.
Методики диагностики
▪
Для диагностики уровня воспитанники применяется методика М.И.
Шиловой
1.
Диагностика отражает пять основных показателей нравственной
воспитанности обучающегося:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
2.
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся
качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от
друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по
каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы
по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям
суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности
(УНВ) личности ученика:
3.
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом
поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий,
неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
4.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым,
еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется, в основном,
требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, при этом
саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
5.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется
самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная
общественная позиция еще не вполне сформирована.
6.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой
17
и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной
общественной, гражданской позиции.
7.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности.
Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа»,
помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и
предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов
диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на
родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с
группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
▪
▪ Диагностическая карта изучения уровней проявления воспитанности обучающегося
▪
▪ Основные
отношения. Показатели
воспитанности
▪ Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня
до нулевого уровня)
▪ Отношение к обществу
1. 1. Патриотизм
2. 1. Отношение к
родной природе
4. 2. Гордость за свою
страну
6. 3. Служение своими
силами
8. 4. Забота о своей
школе
3. 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному
отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под
руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
5. 3 - интересуется и гордится историческим прошлым
Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении
старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
7. 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует
других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при
организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
9. 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах
класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не
испытывает.
▪ Отношение к умственному труду
10. 2. Любознательность
12. 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями
11. 5.
узнанное;
Познавательная
2 - сам много читает;
активность
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
18
13. 6. Стремление
реализовать свои
интеллектуальные
способности
15.
7. Саморазвитие
17. 8.
Организованность в
учении
14. 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
16. 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому
привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной
деятельности участвует при наличии побуждения со стороны
учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
18. 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет
внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет
внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под
контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
▪ Отношение к физическому труду
19.
3. Трудолюбие
20. 9.
Инициативность и
творчество в труде
22. 10.
Самостоятельность
24. 11. Бережное
отношение к
результатам труда
26. 12. Осознание
значимости труда
28.
21. 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует
товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с
интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе,
организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и
творчество не проявляет.
23. 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и
побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
25. 3 - бережет личное и общественное имущество,
стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному
имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного
имущества.
27. 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим
силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим
силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при
выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит
трудиться.
▪ Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
19
29. 13.
Уважительное
отношение к старшим
31. 14.
Дружелюбное
отношение к
сверстникам
33.
15. Милосердие
35. 16. Честность в
отношениях с
товарищами и
взрослыми
30. 3 - уважает старших, не терпит неуважительного
отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
32. 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится
к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны
товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
34. 3 - сочувствует и помогает слабым, больным,
беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия
контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
36. 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не
терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
▪ Отношение к себе
5. Самодисциплина
39. 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых
поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2
– сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но
38. 17. Самообладан
безразличен к безволию своих товарищей;
ие и сила воли
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
41. 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения,
40. 18.
требует этого от других;
Самоуважение,
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не
соблюдение правил
заботится о других;
культуры поведения
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
43. 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело,
42. 19.
требует этого от других;
Организованность и
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
пунктуальность
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
45. 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить
себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших
44. 20.
делах и поступках;
Требовательность к
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в
себе
хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных
поступках.
37.
20
План воспитательной работы (по направленностям)
№
Форма и направленность воспитательного мероприятия
п/п
Гражданско-патриотическая направленность:
1
Участие в фестивале-конкурсе «Моя Семья и Наша Победа»
Культурологическая направленность:
2
Посещение концерта творческих коллективов
3
Экскурсия в ЧГИК
4
Участие в конкурсе художественного чтения «Шаг к Парнасу»
Участие в фестивале-конкурсе детского художественного
5
творчества «Хрустальная капель»
Духовно-нравственная направленность воспитательной работы:
6
Участие в «Фестивале Рекордов» Калининского района
7
Экскурсия-квест по памятным местам города
Физкультурно-спортивная направленность:
8
Участие в акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Экологическая направленность:
9
Участие в конкурсе «Я меняю мир вокруг себя»
Месяц
проведения
Май
Декабрь
Март
Октябрь
Апрель
Ноябрь
Февраль
Январь
Сентябрь
Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении детей зависит как от
направленности дополнительной общеобразовательной программы, в данном случае с
программой художественной направленности, так и от возраста детей. Сроки и формат
мероприятий корректируются в соответствии с календарем образовательных событий города,
планом районных и городских массовых мероприятий, имеющих воспитательное значение.
В зависимости от нормативно-правовых документов органов управления образованием,
определяющих направления и тенденции развития воспитательной работы в образовательных
учреждениях, содержание воспитательной работы по реализуемой программе воспитательной
деятельности в МБУДО «ЦВР «Радуга» направлениям может быть скорректировано либо
изменено с учетом соответствующих тенденций.
Объем нагрузки по программе, на уровне детского объединения, составляет от 9 часов на
учебный год, без учета работы педагогов-организаторов и воспитательных компонентов,
включенных в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу,
реализуемую педагогом дополнительного образования.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
Включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России);
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной стране, о
столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
21
Мероприятие 1. Фестиваль-конкурс «Моя Семья и Наша Победа»
Содержание: Разучивание и исполнение песен и поэтических произведений,
посвященных Великой отечественной войне, видеосъемка клипа на исполненное произведение.
Культурологическая направленность
Культурологическая направленность воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к отечественным и
общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и понимания красоты
человеческой души, эстетических качеств детей;
- воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через ощущения
гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих взаимоотношений, как
духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра.
Мероприятие 2. Посещение концерта творческих коллективов
Содержание: Беседа об общей культуре человека, о правилах поведения на концерте,
условном языке разных видов искусств. Посещение концерта музыкальных или
хореографических детских коллективов.
Мероприятие 3. Экскурсия в ЧГИК
Содержание: Беседа о сценических профессиях, видах искусств, теле- и радио
индустрии. Интервью с преподавателями и студентами ЧГИК. Посещение фотовыставки, музея,
экскурсия по аудиториям и учебному театру.
Мероприятие 4. Конкурс художественного чтения «Шаг к Парнасу»
Содержание: Подбор, разбор, заучивание поэтических и прозаических произведений,
согласно положению конкурса. Беседа о поэтах и писателях, их творчестве и сверхзадачах.
Мероприятие 5. Фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Хрустальная
капель»
Содержание: Беседа о видах сценического искусства, сверхзадачах исполнителя на
сцене, художественных приемах донесения смыслов произведения до зрителя, важности
культурного обогащения и развития людей.
Духовно-нравственная направленность
Включает в себя:
- Формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностно-смысловой
сферы, средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых национальных
ценностей;
- Развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры, ответственности,
уважения, чести, справедливости;
- Формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся детей;
- Расширение интеллектуальных знаний, обучающихся в области морали и этики,
ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами;
Мероприятие 6. «Фестиваль Рекордов» Калининского района
Содержание: Беседа и о рекордах, их этичности, пользы для окружающих.
Придумывание собственного рекорда, выявление своих сильных сторон, умение преподносить
свои знания, навыки.
22
Мероприятие 7. Экскурсия-квест по памятным местам города
Содержание: Беседа об истории города, памятных местах и их значении для жителей и
гостей города. Рассказ о скульпторах и архитекторах. Беседа о памятниках, посвященных ВОВ,
как символов чести и веры.
Физкультурно-спортивная направленность
Включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, моральноволевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни, формирование
потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование
устойчивых представлений о пользе и необходимости физического развития.
Мероприятие 8. Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Содержание: Беседа о спорте и спортсменах, их волевых качествах. Беседа о пагубности
вредных привычек. Организация участия в акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»,
подготовка конкурсных материалов.
Экологическая направленность
Включает в себя:
- Формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения к
окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- Расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей среды;
- Развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- Формирование экологического мировоззрения обучающихся, основанного на
естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убежденность детей в
единстве человека и природы;
Мероприятие 9. Конкурс экологической направленности «Я меняю мир вокруг себя»
Содержание: Беседа о роли человека в экологическом благополучии, ответственности
человека. Обсуждение вариантов посильных действий, направленных на улучшение
окружающей среды. Рассказ о вторично перерабатываемых ресурсах. Организация участия в
акции.
23
Список используемой литературы
Электронные ресурсы:
1.
Голованова, Н. Ф. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для
вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2018. —
Режим доступа: http://www.biblio-online.ru ;
2.
Государика. Президентская библиотека – школьникам [Электронный ресурс]:
Раздел официального сайта ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» – режим
доступа http://gosudarika.prlib.ru/ ;
3.
Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как
проблема педагогической теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие для
слушателей ФПКиППРО – режим доступа http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/678/79678/60125
24
Приложение
Календарный график воспитательной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
____________ О.Н.Старастиванская
«23» мая 2024 г.
Календарный график воспитательной деятельности
объединения «Греко римская борьба» группы 1.1
на 2024/2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование
мероприятия
Участие в конкурсе «Я
меняю мир вокруг себя»
Участие в конкурсе
художественного чтения
«Шаг к Парнасу»
Участие в «Фестивале
Рекордов» Калининского
района
Посещение концерта
творческих коллективов
Участие в акции «Спорт –
альтернатива пагубным
привычкам»
Экскурсия-квест по
памятным местам города
Экскурсия в ЧГИК
Участие в фестивалеконкурсе детского
художественного творчества
«Хрустальная капель»
Участие в фестивалеконкурсе «Моя Семья и
Наша Победа»
Направление
воспитательной
работы
Экологическая
направленность
Планируем
ая дата
проведения
Количество
участников
24.09.2024
15
Культурологическая
направленность
15.10.2024
15
Духовно-нравственная
направленность
12.11.2024
15
17.12.2024
15
27.01.2025
15
11.02.2025
15
04.03.2025
15
Культурологическая
направленность
01.04.2025
15
Гражданскопатриотическая
направленность
02.05.2025
15
Культурологическая
направленность
Физкультурноспортивная
направленность
Духовно-нравственная
направленность
Культурологическая
направленность
25