Гитара (с)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudodraduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Гитара»
(стартовый уровень)
Адаптированная программа
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 7-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа).

Разработчик:
Станевич Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования

Челябинск, 2024 г.

2

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................4
Пояснительная записка .............................................................................................................4
Актуальность образовательной программы..........................................................................4
Цель и задачи программы .........................................................................................................5
Отличительные особенности программы ..............................................................................5
Адресат программы ..................................................................................................................6
Объем и срок освоения программы ..........................................................................................6
Формы обучения .........................................................................................................................7
Особенности организации образовательного процесса ........................................................7
Режим занятий, календарный учебный график .....................................................................7
Планируемые результаты ........................................................................................................8
Материально-техническое обеспечение .................................................................................9
Информационное обеспечение ...............................................................................................10
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы ...............................................10
Учебный план ............................................................................................................................10
Содержание учебного плана ...................................................................................................11
Мониторинг знаний, умений, навыков ...................................................................................12
Методическое обеспечение.....................................................................................................12
Литература, рекомендуемая для педагогов .........................................................................15
Литература, рекомендуемая для детей и родителей .........................................................16
Раздел 3. Рабочая программа воспитательной деятельности...........................................17

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара»
стартового уровня, - это первый модуль
многоуровневой программы «Гитара»,
реализуемой в объединении «Орфей».
Программа «Гитара» - это программа художественной направленности
предусматривает развитие общей музыкальной культуры; знакомство с методами и
приемами игры на шестиструнной гитаре; освоение средств, форм и методов творческого
выражения.
Программа направлена на обучение основам игры на шестиструнной акустической
гитаре, обеспечивает гармонию физического и интеллектуального развития ребенка,
способствует развитию полноценной личности с развитыми творческими способностями,
профессиональными умениями и человеческими качествами.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» ;
4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года »;
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования детей»;
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2021-2025 годы,
утвержденная Постановлением правительства РФ;
9. Устав учреждения, локальные акты.

Актуальность образовательной программы
образовательной программы заключается в том, что в процессе ее реализации
создаются условия для творческого музыкального самовыражения детей. Они получают
возможность познакомиться с инструментом и приобрести первичные навыки игры на
инструменте. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре.
Обучающиеся, уже научившиеся играть, создают вокруг себя эстетическое и нравственное
4

поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение музыки
в молодежную среду.
К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно
отнести шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма
заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный
концертный репертуар. Гитара пользуется большой популярностью и как
аккомпанирующий инструмент. Учащиеся получают не сложные композиции подходящие
им по возрасту. Чаще всего именно эти характеристики являются мотивацией для начала
обучения игре на гитаре.

Цель и задачи программы
Цель - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося в
процессе овладения практическими умениями и навыками игры на шестиструнной гитаре.
Задачи программы:

Предметные:
первичное ознакомление детей с инструментом, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры на шестиструнной гитаре;
начальных навыков игры на музыкальном инструменте;
элементарных знаний в области музыкальной грамоты;








Метапредметные:
развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;
развитие специальных способностей:·музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмическое чувства, двигательно-моторных (технических) способностей;
формирование навыков и умений самоконтроля, самодисциплины, волевой
саморегуляции, в том числе во время публичный выступлений.
Личностные:
формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
музыкального искусства;
воспитание уважительного и бережного отношения к творчеству, произведениям
искусства, музыкальным инструментам;
развитие сценической культуры учащегося;
воспитание грамотного слушателя, способного понять закономерные связи содержания
и формы произведения.

Отличительные особенности программы
Стартовый уровень программы может быть использован, как первая ступень перед
освоением базового уровня программы «Гитара». При этом, освоив только стартовый
уровень программы, учащийся получит вполне достаточные начальные навыки владения
гитарой.
В ходе занятий теория и практика дополняют друг друга, позволяя учащемуся
использовать усвоенную теоретическую базу и развивать должный технический уровень.
Практическая часть обучает практическим приёмам игры на гитаре (сольное
исполнение и ансамблевое). Музыкальную основу программы составляют классические
5

гитарные произведения, народные песни, а также популярные песни из мультфильмов и
кино. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания
программы. Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий). Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом,
изучение творчества отдельных композиторов, современных групп, исполнителей,
знакомство с историей создания музыкальных инструментов.
В программе особое внимание уделяется:
•
постановке рук,
•
правильному звукоизвлечению,
•
изучению различных приемов игры,
•
ритму и стилю аккомпанемента,
Выбор репертуара для обучающегося - наиболее трудная задача для руководителя.
Правильно подобранный репертуар способствует духовному росту ребёнка, определяет
его творчество, дает возможность поэтапного овладения техническими приемами.
Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она
помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику
поведения детей на сцене и в жизни.

Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей 7-12 лет, что соответствует младшему и
среднему школьному возрасту. В этом возрасте основной деятельностью становиться
учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные
способности. Через учение строится вся система отношений ребёнка с окружающим
миром. Поэтому очень важно, что бы обучение было разносторонним. Занятия музыкой
развивают интеллектуально. Эмоциональная культура стимулирует работу мысли,
заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому
эмоции и мышление тесно связаны между собой.
Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном
инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы,
пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и
работать сосредоточенно.
Разумеется, далеко не сразу у учащихся формируется правильное отношение к
учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение
— труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной
активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает
разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не
случилось педагог должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а
серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать
много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация
учебной работы подкрепляла слова учителя.
По программе могут заниматься дети с ОВЗ при наличии справки от педиатра о
допуске к занятиям на гитаре.

Объем и срок освоения программы

6

Дополнительная общеразвивающая программа «Гитара» рассчитана на один год
обучения, общее количество учебных часов, предусмотренных программой – 144.
Программа дополнена каникулярным модулем.
После прохождения стартового уровня программы «Гитара» учащиеся
выпускаются и, при желании, могут продолжить занятия в объединении по программам
базового уровня.

Формы обучения
Основная форма обучения по программе – очная, однако могут присутствовать
элементы дистанционной формы обучения (размещение учебных материалов в сети
Интернет, публикация ссылок на фото и видеоматериалы, знакомство с которыми
учащиеся могут осуществлять удаленно, используя личные ПК)

Особенности организации образовательного процесса
В объединение дети принимаются после пробного урока или собеседования при
наличии разрешения от врача заниматься на гитаре. Учащиеся комплектуются в учебные
группы (12-15 человек). Состав групп постоянный. Групповая форма работы позволяет с
одной стороны решить задачи общения учащихся друг с другом, формирования чувства
общности, коллективизма, а с другой – обеспечить оптимальные условия для усвоения
учебного материала, поскольку в процессе учебного занятия педагогу необходимо
реализовывать принципы индивидуального подхода, уделяя внимание не только группе,
но и каждому обучающемуся. После успешного освоения содержания программы
стартового уровня, обучающийся может быть выпущен, либо зачислен на обучение по
программе «Гитара» базового уровня по его желанию.

Режим занятий, календарный учебный график
Учебный план программы «Гитара» рассчитан на 144 учебных часа, еженедельно
учащиеся посещают 2 занятия Продолжительность учебного занятия – дважды по 45
минут с переменой 5 минут между занятиями. Во время перемены – проветривание класса
и физкультминутка.
Этапы образовательного процесса

Стартовый уровень
1 год обучения

Начало учебного года
Продолжительность учебного года
(недель/часов)
Продолжительность учебного
занятия

02.09.2024
36 недель/
144 часа
40 минут

Периодичность занятий

2 раза в неделю по 2 занятия, итого 4 занятия
в неделю

Промежуточная аттестация

15.01.2025
7

Итоговая аттестация
Окончание учебного года

15.05.2025
15.05.2025

Планируемые результаты
Предметные результаты освоения программы «Гитара» представлены следующими
знаниями и умениями учащихся:
 знание названия и расположения частей инструмента, аппликатуры, динамических
оттенков;
 умение правильно держать инструмент;
 знание правил хранения и транспортировки инструмента;
 умение соблюдать постановку игрового аппарата;
 владение двумя приемами звукоизвлечения (tirando, apojando);
 знание буквенных обозначений нот;
 умение играть небольшие пьесы начального уровня сложности;
 умение играть аккомпанемент на 12 аккордах простыми ритмическими рисунками;
 навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых
уроках и т.п.;
 знание истории возникновения струнных щипковых музыкальных инструментов,
основные направления музыкальной культуры;
Метапредметные результаты:
 развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;
 прогресс в развитии специальных способностей:·музыкального слуха, музыкальной
памяти, метро-ритмического чувства, двигательно-моторных (технических)
способностей;
 положительная динамика в формировании навыков и умений самоконтроля,
самодисциплины, волевой саморегуляции, в том числе во время публичных
выступлений.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Гитара»
будут сформированы следующие универсальные учебные действия:






коммуникативные (умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение
уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать
вопросы, умение выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом
уважительно относиться к мнению друг друга, даже если оно противоположно);
познавательные (способность к сравнению, анализу, обобщению, построению
рассуждений, выдвижению предположений и подтверждающих их доказательств;
адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности
содержания их образов, существования различных интерпретаций одного
произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;
реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и
само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение
потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении
знаний в области музыкального искусства);
регулятивные (умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии
с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной
деятельности; способность осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
8

собственное поведение и поведение окружающих; способность прогнозировать
содержание музыкального произведения по его названию и жанру; уметь
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их
развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; быть готовым к
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему);
Личностные результаты освоения программы «Гитара»:
 формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
музыкально-творческой деятельности учащихся;
 наличие устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
музыкального искусства;
 проявление уважительного и бережного отношения к творчеству, произведениям
искусства, музыкальным инструментам;
 знание основ сценической культуры и умение применять знания на практике;
 умение понимать закономерные связи содержания и формы произведения.
Музыкальные компетенции, которые формируются у детей, обучившихся по
дополнительной общеразвивающей программе «Гитара»:



эстетическая (в области восприятия и оценки прекрасного в жизни и искусстве);
музыкологическая (в области музыкальной грамоты, музыкального знания,
практического музицирования).


Показателем успешного формирования музыкальных компетенций является умение
и желание детей участвовать в конкурсах, концертах, праздниках с сольным
выступлениями или в составе творческих коллективов, посещать концерты «живой»
музыки, интересоваться классическими музыкальными произведениями и новыми
музыкальными направлениями, анализировать их и др.
Формы аттестации, применяемые для определения результативности программы:
анкетирование, тестирование, письменные и устные опросы, проверочное упражнение,
контрольное прослушивание, педагогическое наблюдение, творческая работа,
выступление.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая
справка, аудиозапись, грамоты и дипломы, журнал посещаемости, отзывы детей и
родителей, индивидуальная карта учащегося.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
аналитический материал, конкурс, отчетный концерт, открытое занятие, портфолио.

Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходима шестиструнная акустическая гитара. Важным
условием для развития умений и навыков игры является также наличие личного
инструмента у каждого обучающегося. Занятия проводятся в учебном кабинете, с
достаточным освещением и воздухообменом, оборудованным посадочными местами для
детей и педагога, пультами для нот и текстов песен.
9

Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой пишется
оперативная информация или размещаются заранее подготовленные плакаты, материалы.
Используется ПК для прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, так же
для просмотра концертов различных групп и исполнителей. При проведении концертов
следует использовать усиливающую звук аппаратуру, микрофоны. Возможно
использование видеоряда (мультимедийный экран, проектор, ПК). Для лучшего усвоения
учащимися учебного материала используется система раздачи текстов песен, памяток с
аккордами, другой информацией. Для этого возможно использование дистанционных
форм обмена информацией с помощью сети Интернет.

Информационное обеспечение
На занятиях используются обучающие схемы, таблицы аккордов, сборники песен,
подборка песенного репертуара из периодических изданий, аудио- и видеоматериалы
концертных выступлений, образцов звучания различных струнных щипковых
инструментов, фотографии и изображения инструментов, а также исполнителей и
композиторов, авторов музыкальных произведений.

Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
Учебный план
№ Название
раздела

Количество часов

Формы
организации
занятий

Всего

Теория

Практика

1

1

Беседа

2

Практическое
занятие,
консультации

Педагогическое
наблюдение

16

Работа с
наглядными
пособиями.

Устный опрос,
проверка
нотных
тетрадей

1

Вводное
занятие. ИТБ

2

2

Посадка,
постановка
корпуса, рук.

2

3

Изучение
техники игры на
гитаре

20

4

Практические
занятия
4

Практическое
музицирование.
Изучение пьес.

Формы
контроля

44

19

25

Практические
занятия

Тестирование

Педагогическое
наблюдение ,
отбор на
концертные
номера

10

5

Основы
аккомпанемента.
Изучение песен.

56

14

42

6

Изучение основ
музыкальной
грамоты

12

6

6

7

Ранняя
профориентация

4

2

2

Беседа,
посещения
мастер-классов

Педагогическое
наблюдение

8

Диагностика

4

4

Практическое
занятие

Прослушивание,
тестирование

ИТОГО

144

46

Практические
занятия

Педагогическое
наблюдение

Беседа, работа с Устный опрос,
наглядными
проверка
пособиями,
видеоматериалами

98

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Устройство гитары, настройка, хранение, техника безопасности
при игре и настройке инструмента.
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Посадка, постановка корпуса и рук. Практика 2 ч.
Тема 3. Изучение техники игры на гитаре. Звукоизвлечение тирандо и апойяндо.
Упражнения для развития беглости пальцев. Этюды и арпеджио.
Теория 4 ч. Практика 16 ч.
Тема 4. Практическое музицирование. Изучение пьес. Сборник В. Козлов «Маленькие
тайны сеньориты гитары» для начинающих гитаристов
Теория 19 ч. Практика 25ч.
Тема 5. Основы аккомпанемента. Изучение песен. Виды арпеджио. Виды боя. Постановка
аккордов левой рукой. Схемы аккордов в 1 позиции без баррэ. Разбор песен для
начинающих гитаристов без использования баррэ-аккордов, с различными рисунками
арпеджио.
Теория 14ч.
Практика 42 ч.
Тема 6. Изучение основ музыкальной грамоты. Знакомство с нотами, табулатурами.
Изучение понятий:
- лад, размер, ритм, такт, пауза, ноты, гамма, длительности нот, аккорд.
Изучение названий и схем аккордов, правил их записи.
Теория 6 ч. Практика 6 ч.
Тема 7. Ранняя профориентация. Знакомство с профессиями, связанными с музыкой:
исполнитель, композитор, аранжировщик музыки. Просмотр видеофильма или посещение
концерта. Теория 2ч. Практика 2 ч.
11

Тема 8. Диагностика. Проверка умений и навыков, приобретенных учащимися
(промежуточный срез и итоговая аттестация)
Практика 4 ч.

Мониторинг знаний, умений, навыков
 Промежуточный срез
 Итоговая аттестация за 1 год
Используется 5-бальная система оценки освоения программы.
Минимальный уровень – 1 балл
Средний уровень – 2-3 балла
Высокий уровень – 4-5 баллов.

№

Ф.И.О.

Теоретическа
я
подготовка
обучающегос
я:
а)
теоретически
е
знания;
б)
владение
специальной
терминологи
ей.

Практическая
подготовка
обучающегося:
а)
практические
умения и
навыки;
б)
исполняемый
репертуар
(пьесы, песни)
в) участие в
концертной
деятельности

Учебнокоммуникативны
е умения: а)
умение слушать
и слышать
педагога;
б) умение
выступать перед
аудиторией.

Учебноорганизационны
е умения и
навыки:
а) умение
организовать
рабочее
(учебное) место;
б) навыки
соблюдения
правил
безопасности.

Итоговый
балл

Методическое обеспечение
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Программой предусмотрена групповая форма организации образовательного
процесса.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми,
диспут, концерт, открытое занятие, практическое занятие, презентация, лекция и др.
Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология проблемного обучения;
 здоровье-сберегающая технология;
 технология коллективной творческой деятельности;
12

 технология развивающего обучения.
Педагогические условия реализации программы:
- учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных характеристик
участников программы;
- индивидуальный подход к обучающимся и обучение их работе в группе;
- обеспечение условий для выбора участниками программы актуальной для их
деятельности уровня самореализации;
- стимулирование проявления творческой активности и инициативы.
Основной формой реализации программы является учебное занятие. Программа
предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно
включать различные виды деятельности: музыкальная грамота, творческая
исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание
музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно
связаны друг с другом.
Алгоритм учебного занятия:

1.
Вводная часть. Организационный момент. Настройка инструмента. 2 минуты.
2.
Проверка навыка овладения техническими приемами
10 минут
3.
Игра на инструменте (слушание музыки, пение, музыкальная грамота, в
зависимости от цели конкретного занятия)
20 минут.
4.
Работа с новым произведением
10 минут.
5.
Организация обратной связи. Подведение итогов.
3
минуты.
Достаточно часто занятия проводятся в форме коллективного прослушивания
исполнения учащимся или ансамблем произведения остальными членами объединения.
Организация таких мини-концертов помогает учащимся преодолеть страх сцены - сперва
перед малой аудиторией, научиться адекватно оценивать игру других людей, находить
собственные ошибки и неточности.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп,
обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием
активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном
режиме занятия.
Поскольку вся работа по музыкальному воспитанию связана с изучением
музыкального материала, деятельность педагога требует не только знания характера
произведения, его выразительных и исполнительских средств, но и умения образно
исполнять изучаемые учащимся произведения. Музыкальное исполнительство, то есть
показ исполнения педагогом произведения, был и остается основным методом
музыкальной педагогики, важнейшим средством воздействия, каналом звуковой
музыкальной информации. Именно в исполнительстве наиболее ярко проявляется
творческая направленность деятельности педагога.
В зависимости от определенных обстоятельств занятия, складывающихся ситуаций
общения показ приобретает различные формы. Возможны, например, показпрослушивание (как должно звучать), показ движений (как надо сделать), показ форм
работы (как надо учить), показ-обсуждение, показ-копирование, показ всевозможных
исполнительских приемов. Особое место в процессе работы над музыкальным
произведением занимает показ-прослушивание. Ведь, исполнение педагога важно в
первую очередь потому, что содержание любого, даже самого простого произведения
нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом.
Важно в процессе реализации программы уделять должное внимание воспитанию
культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о
музыке как виде искусства. В эту часть образовательного процесса входит воспитание
13

эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания музыки;
приобретение необходимых качеств слухового внимания, умения следить за движением
музыкальной мысли и развитием интонаций; а также накопление слухового опыта и
развитие музыкального мышления; развитие одного из важных эстетических чувств синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию); развитие
ассоциативно-образного мышления.
Дидактические материалы
Для реализации программы необходимы разработки занятий, подборка
музыкальных произведений, презентации к занятиям по различным темам,
диагностические тесты и опросы, разработки проверочных упражнений, стенды и плакаты
по изучаемому материалу.

14

Литература, рекомендуемая для педагогов
1. Программы общеобразовательных учреждений, составитель сборника: О.Я.
Еременко, М., «Просвещение», 2002г.
2. Вестник педагогического общества К. Орфа, периодическое издание, 2007,
2008, 2009 г.г.
3. Алиев К.К. Методика музыкального воспитания детей. — Воронеж, 1998.
4. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота, Москва, 1997
5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. — М., 1998.
6. Желнова Е.И. Игра на 6-струнной гитаре, Москва, 2003
7. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Ростов на Дону, 1999
8. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке.-М., 1976.
9. Каркасси М. Классическая школа игры на 6-струнной гитаре, Москва 1998
10. Катанский В.М. Гитара для всех, Москва, 2001
11. Манилов В. Аккомпанемент на гитаре, Киев,1983
12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, Ярославль, 1997
13. Николаев А. Игра на 6-струнной гитаре, Санкт-Петербург, 2003
14. Поплянова Е. Не хочу идти на сольфеджио, Челябинск, 2006
15. Судзуки С. Метод обучения игре на инструменте, Минск, 2005
16. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у
школьников в условиях уровневой дифференциации// Начальная школа.-1998.№2
17. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа – М.,2001г
18. Хайнер Х. Методика обучения музыкальному языку, Хьюстон, 2009
(электронный вариант)
19. Хайнер Х. Софт-Моцарт, Хьюстон, 2009 (электронный вариант).
20. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
21. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М, 2005
22. Шумидуб А.Школа ускоренного обучения, Москва, 2006
23. Эмчин Р. Сборник пьес американского фольклора для коллективного
музицирования, Кентукки, 2007 (электронный вариант)

15

Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Зубченко О. Хрестоматия юного гитариста, Ростов на Дону, 2005
2. Киселев О. Облака. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2001
3. Киселев О. Времена года. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2006
4. Киселев О. Клубника со сливками. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 1994
5. Козлов В. Кругосветное путешествие сеньориты гитары, MPI Челябинск, 2006
6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты гитары, MPI Челябинск, 1999
7. Козлов В. Эхо бразильского карнавала, MPI Челябинск, 2007
8. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 1, Москва, 2003
9. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 3, Москва, 2004
10. Поплянова Е. Счастливые башмачки (ансамбли для двух гитар), MPI Челябинск,
2006
11. Семенов В. Во саду ли, в огороде. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2003
12. Тимонин М.Ю. Шедевры мировой классики и эстрады в переложении для
шестиструнной гитары. — Новосибирск, 2006
13. Шалаева Г.П. Музыка, Москва, 2005
14. Школа игры на гитаре для начинающих (группа ВК)
15. Студия «Орфей Гитарыч» (группа ВК)

16

Раздел 3. Рабочая программа воспитательной деятельности
Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество
развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании
подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица,
преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных
лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие
личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще
более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью
которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание
нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности
отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов
регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и
воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества
и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном
образовательном стандарте
общего образования
процесс образования
должен
пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс
развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других
ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах
ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления
развития личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за
другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
17

■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
духовных и нравственных ценностей;
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической
деятельности способствовать становлению личности каждого ребенка как гражданина
Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через
систему «коллеткив-семья-социум», формировать нравственные категории у
обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и
поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в
использование историко - культурных традиций страны, родного города и области.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах
деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция учащегося;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика
При составлении плана воспитательной работы в объединении планируются мероприятия
в соответствии со следующими направлениями:
Направление I. «Моё Отечество».
Цель работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих
знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством.
Задачи работы в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального
саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы в направлении «Моё Отечество»:
- Беседы, акции.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление II. «Мой образ жизни»
Цель работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни,
ценности своего существования и ценности существования других людей, передача
учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и
негативного) опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру.
18

- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
-Знакомить учащихся с традициями и обычаями культур различных народов и поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения
Формы работы в направлении «Мой образ жизни»:
- Беседы, акции, просмотр видеороликов и презентаций по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Интерактивные игры.
- Праздники, конкурсы, фестиваля.
- Изучение нравственного наследия мира.
Направление III. «Моя семья»
Цель работы в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей
и педагога по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и
взаимодействия с людьми.
Формы работы в направлении « Моя семья »:
- Праздники семьи, участие в фестивалях и конкурсах
- Тематические занятия, посвященные датам календаря ( 8 марта, День Матери, День
Защитника Отечества, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для
демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание
понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями по сохранению
-физического и психического здоровья.
Формы работы в направлении « Моё здоровье»:
- изучение комплексов дыхательной гимнастики, пальцево-запястной гимнастики,
физкультурные пятиминутки на переменах;
- беседы с учащимися и родителями, консультации по вопросам сохранения здоровья
учащихся.
Направление IV. «Ранняя профориентация»
Цель работы: помочь учащимся определиться в выборе профессий
Задачи работы в направлении «Ранняя профориентация»:
- Знакомить учащихся с различными профессиями так или иначе связанными с музыкой:
музыканты исполнители, музыкальные педагоги, звукорежиссеры, дирижеры,
концертмейстеры.
Формы работы в направлении « Ранняя профориентация»:
- посещение концертов профессиональных музыкакнтов, мастер-классов в детской
филармонии, фестивалей музыкального творчества;
- беседы с учащимися и родителями, индивидуальные консультации.

19

План-сетка по направлениям
№
п/п

Форма и направленность воспитательного мероприятия

Месяц
проведения

Мое Отечество:
1

Участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Города

Сентябрь

2

Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства.

Ноябрь

3

«Квест Победы», участие в мероприятиях Центра Историкокультурного наследия г.Челябинска.

Май

Мой образ жизни:
4

Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
– городские, областные, всероссийские и международные

В течение
учебного года

5

Международный день музыки, беседа, викторина

Октябрь

6

Участие в концерте «Рождественский блюз» городского проекта
«Бэби джаз»

Декабрь

7

Всероссийская неделя музыки, участие в мероприятиях, концертах

8

Участие в акции ЧОУНБ «Библионочь»

9

Участие в праздновании Дня Славянской письменности

Март
Апрель
Май

Моя семья:
10

Концерт, посвященный Дню Матери

Ноябрь

11

Участие в городском семейном фестивале «Музыкальная семья»

Декабрь

12

Праздничные тематические занятия, приуроченные к датам 23
февраля, 8 марта

Февраль-март

13

Семейные посещения концертов в Челябинской филармонии

В течение года

14

Отчетные концерты учащихся для родителей

Апрель-май

Мое здоровье:
20

15

Неделя безопасности дорожного движения, беседы

Сентябрь

13

Всероссийский урок ОБЖ

Октябрь

14

Всемирный день иммунитета, беседа о здоровом образе жизни,
методах укрепления иммунитета

Март

Ранняя профориентация:

15

Посещение Рожественской программы в Детской филармонии

Декабрь

16

Посещение Органного зала

Согласно
афише

17

Беседа о профессиях, связанныхс музыкой, просмотр
видеоматериалов

май

21

Список литературы
1.Воспитательная система: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл
развития человека, М.ЭксПо, 2013
4.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.М.:ВАКО,2009.
5. М.Казиник «Тайны гениев. Воспитание музыкой» ,М.:Экспо, 2011

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».