Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа
«Гитара»
(базовый уровень)
Адаптированная программа
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 12-16 лет
Срок реализации: 2 года (432 часа).
Разработчик:
Станевич Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования
г.Челябинск, 2024
Раздел № I. «Комплекс основных характеристик программы» ........................................ 3
Пояснительная записка ......................................................................................................................... 3
Направленность программы ................................................................................................................. 3
Актуальность программы .................................................................................................................... 4
Отличительные особенности программы .......................................................................................... 4
Практическая значимость программы ............................................................................................... 5
Адресат программы .............................................................................................................................. 5
Объем и срок освоения программы ...................................................................................................... 6
Формы организации образовательного процесса ............................................................................... 6
Методы организации образовательного процесса: ........................................................................... 6
Режим занятий ...................................................................................................................................... 7
Календарный учебный план ................................................................................................................... 7
Цель и задачи программы. ..................................................................................................................... 7
Учебный план 2 модуль .......................................................................................................................... 8
Содержание учебного плана 2 модуль ................................................................................................. 9
Учебный план 3 модуль .......................................................................................................................... 9
Содержание учебного плана 3 модуль ............................................................................................... 10
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» .................................. 11
Условия реализации программы.......................................................................................................... 11
Формы аттестации ........................................................................................................................... 12
Мониторинг знаний умений и навыков .............................................................................................. 12
Контрольно-измерительные материалы .......................................................................................... 13
Методическое обеспечение ................................................................................................................. 13
Рекомендуемая литература для педагогов: ...................................................................................... 16
Рекомендуемая литература для детей и родителей: ...................................................................... 17
Раздел III. Рабочая программа воспитательной деятельности ....................................... 18
2
Раздел № I. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 02.02.2021 № 138 «О внесении
изменений
в целевую модель развития региональных систем ДОД,
утвержденную приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №
467;
3. Приказ Министерства Образования и Науки России №882, Министерства
Просвещения РФ №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ» (вместе с «Порядком организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»);
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем ДОД»
5. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
15.07.2019
6. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
30.12.2020 №01/2795 « Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021-2025 годы»;
7. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
21.08.2023 №02/2064 « Об утверждении требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация ДО
программ» в Челябинской области в соответствии с социальным
сертификатом»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, оздоровления детей и
молодежи»;
9. Устав учреждения, локальные акты.
Направленность программы
Программа «Гитара» - это двухлетний курс обучения игре на классической шестиструнной
гитаре, который учащиеся осваивают после года обучения по программе «Гитара. Старт»
Программа разработана на основе серии учебников профессора Челябинского института
музыки Виктора Викторовича Козлова «Альбом юного гитариста». Учебный курс рассчитан
на 2 года и предполагает освоение ребенком как традиционных, так и новейших,
появившихся в ХХ веке, приемов музицирования на гитаре. Учебный курс состоит из серии
красочных пьес-миниатюр. Каждая пьеса методически направлена
на овладение
определенными приемами звукоизвлечения, закрепление навыков выразительной игры,
3
передающей смысловой характер пьесы. Изучение основ музыкального языка интегрировано
в процесс практического музицирования и носит целевой характер – научить ребенка читать,
понимать и записывать музыкальную нотацию. Возможность посещать семинары и мастерклассы профессора В. Козлова позволяет педагогу гибко выстраивать образовательный
процесс с учетом новейших методических разработок и рекомендаций автора. Помимо
базовых учебных пьес в программу также включено изучение на уроках и самостоятельно
шедевров мировой музыкальной культуры, классической и современной музыки в обработке
для шестиструнной гитары. Итогом трехлетнего обучения становится наработанный
ребенком разножанровый, яркий, интересный репертуар, грамотно исполняемый. Навыки
владения музыкальным языком впоследствии позволяют ребенку самостоятельно, без
участия педагога, читать и исполнять полюбившиеся произведения. Навыки ансамблевой
игры помогают учащимся реализовать свои умения в школьных студиях и любительских
музыкальных ансамблях. Желающие дети по окончании данного учебного курса продолжают
образование в старших классах музыкальной школы.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом следующих объективных факторов:
- интерес детей и подростков к любительскому музицированию на гитаре на
сегодняшний день огромен; благодаря прикладной универсальности инструмента в
различных жанрах – классика, бардовская песня, эстрада, рок-ансамбли, джаз, фламенко гитара становится атрибутом массовой музыкальной культуры;
- на рынке появилось достаточное количество недорогих и качественных
инструментов и аксессуаров;
- наличие качественного музыкального репертуарного материала;
- повышение интереса родителей к дополнительному образованию ребенка с учетом
способностей и потребностей ребенка;
Отличительные особенности программы
Новизна данного учебного курса состоит:
В использовании педагогом нового и эффективного метода обучения игре на инструменте,
впервые описанного всемирно известным японским педагогом и музыкантом Синити
Судзуки Кратко суть метода: «Тонализация» - новое понятие, введенное Судзуки. Развитие
музыкальных способностей у человека происходит так же, как и обучение родному языку.
Человек изучает все нюансы речи, постоянно слушая её. Точно так же нужно поступать,
развивая музыкальный слух. Ребенок каждый день слушает записи той музыки, которую он
играет, либо той, которую ему еще предстоит выучить в эталонном исполнении лучших
музыкантов мира. Многократное прослушивание пьес приучает ребенка распознавать
красивый звук, затем самостоятельно извлекать его и добиваться утонченной
выразительности, такой же как у записанного исполнителя. Именно такое прослушивание
позволяет добиваться быстрого прогресса. Именно так прививается ребенку тонкий
музыкальный вкус. Именно такой подход к занятиям создает у ребенка нужную мотивацию
для занятий с удовольствием. Это самый важный момент в развитии музыкальных
способностей.
В использовании развивающего метода обучения (С.Судзуки) – метода энтропии.
Заключается в следующем. Когда ребенок уже неплохо исполняет какую-либо пьесу и
начинает учить новую, очень важно, чтобы он не забывал уже выученную и работал над
обеими пьесами одновременно. Такую практику стоит продолжать и дальше, добавляя все
новые пьесы. Совершенствование музыкальных способностей и постоянное возвращение к
4
уже хорошо изученным произведениям дает в итоге навыки виртуозного владения
инструментом.
В использовании новейшего и очень эффективного метода обучению чтению нот с
листа, разработанного Хелен Хайнер, педагогом-музыкантом из Хьюстона. Уметь читать
ноты
нужно только тогда, когда хорошо уже развиты музыкальная интуиция,
исполнительские навыки и память ребенка. Осваивая родной язык, человек начинает читать
только после того, как научится говорить. Точно так же нужно поступать и при обучении
музыке. При этом нельзя забывать, что читать ноты учат только для того, чтобы потом
играть без нот. Используя на уроках пошаговый алгоритм, разработанный Х.Хайнер и
компьютерную программу для гитары «ГитарПро», педагог добивается результата, когда
дети овладевают навыком чтения с листа естественно, без напряжения. При этом интерес к
музицированию и получению новых музыкальных знаний у детей не теряется, а наоборот,
закрепляется положительная мотивация.
Программа является модульной. Каждый год – это модуль, освоив который учащийся
выпускается и, при желании, продолжает обучение на следующем модуле программы.
Практическая значимость программы
Основным «продуктом» реализации данной программы является ребенок, с удовольствием
играющий на гитаре соло и в ансамбле, владеющий нотной грамотой, навыками
самостоятельного музицирования, с привитым ему в процессе занятий хорошим
музыкальным вкусом, мотивацией к поиску нового репертуара, к самосовершенствованию.
В процессе обучения происходит осознание ребенком своей успешности и формирование его
положительной самооценки. На занятиях, репетициях, праздниках, концертах формируется
творческая среда коллективного общения детей, занятых общим делом, закладываются
нравственные нормы поведения, традиции, дружеские отношения. Каждый ребенок
нарабатывает социальный опыт общения и, как финал, – это творческая личность для жизни
в социуме.
Следует также отметить, что музицирование на инструментах является одной из
технологий здоровьесбережения. Развитие мелкой моторики у детей начальной школы
способствует улучшению мозгового кровообращения, и, соответственно, более успешной
учебе в школе. Массаж акупунктурных точек на кончиках пальцев при игре на струнах
благотворно влияет на состояние внутренних органов и на общее самочувствие.
Вибрационное воздействие звучащих струн инструмента улучшает состояние сердечнососудистой системы. Положительный эмоциональный фон музыкальных занятий укрепляет
нервную и иммунную систему.
Адресат программы
Программа разработана для детей от 12 до 16 лет. В группы 2 модуля принимаются дети,
закончившие обучение по программе «Гитара.Старт». В группы 3 модуля принимаются
дети, закончившие 2ой модуль программы, и пожелавшие продолжить обучение. Вновь
пришедшие дети, имеющие необходимую музыкальную подготовку, ранее обучавшиеся игре
на гитаре, могут пройти тест и быть приняты в группы 2 и 3 модуля.
Программа является адаптированной для обучения детей с ОВЗ. Для обучения детей с
ОВЗ необходима справка от врача с разрешением заниматься на гитаре.
5
Объем и срок освоения программы
1. второй модуль 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа;
2. третий модуль 216 часов -2 раза в неделю: по 3 академических часа
Занятия проводятся в группе по 45 минут с 10-минутным перерывом. Между группами
перерыв 20 минут.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий
учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса
В процессе реализации программы используются различные формы работы:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются нотными
текстами, аудио- и видеоматериалами.
Практические занятия – дети музицируют, работают с нотным текстом.
Репетиция - разучивают концертные и конкурсные номера сольно и по партиям, развивают
сценические и исполнительские навыки.
Сводная репетиция - отрабатывают концертные и конкурсные номера сводным составом
группы разных лет обучения, оттачиваются навыки игры в ансамбле.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Методы организации образовательного процесса:
• репродуктивный «делай, как я» - используется при практическом освоении
нового материала;
• «тонализация» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• «энтропия» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• иллюстративный – просмотр видеоуроков, наглядное сольфеджио на доске, с
помощью компьютерных программ, упражнения с листа;
• практический тренинг – отработка конкретных приемов путем многократного
повторения с педагогом и самостоятельно;
• фронтальный – все учащиеся в группе выполняют одновременно одно и то же
задание;
• программированное обучение – алгоритм пошагового выполнения маленьких
частей одной большой задачи;
•
самостоятельная работа – знакомство с новым материалом на основе
приобретенных навыков чтения с листа;
• познавательная игра – чтение с листа под фонограмму, ансамбль и соло;
•
творческая работа – совместное творчество детей и педагога – сочинение
вариаций, подголосков к исполняемым темам.
6
Режим занятий
Режим занятий по программе предусматривает следующий график:
второй модуль 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа;
третий модуль 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа.
Календарный учебный план
Этапы образовательного процесса
Базовый уровень
2 модуль
Базовый уровень
3 модуль
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
(недель/часов)
Продолжительность учебного
занятия
02.09.2024
36 недель/
216 часов
45 минут
02.09.2024
36 недель/
216 часов
45 минут
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
3 раза в неделю по 2
занятия, итого 6 занятий в
неделю
16.01.2025
2 раза в неделю по 3
занятия, итого 6 занятий
в неделю
16.01.2025
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
15.05.2025
15.05.2025
15.05.2025
15.05.2025
Цель и задачи программы.
Цель программы: – создать дружный разновозрастный детский ансамбль со своими
традициями и репертуаром, реализовать музыкальные способности каждого ребенка в
ансамбле и индивидуальном творчестве.
Задачи программы:
Предметные:
научить играть инструментальную музыку на шестиструнной гитаре;
научить музыкальному языку (читать, понимать и писать музыкальный текст);
научить культуре и технике общения, взаимодействия в коллективе;
Метапредметные:
развивать музыкальный слух, музыкальную память;
развивать творческое воображение и инициативу, способность импровизировать;
развивать эстетический и музыкальный вкус, гармоничное восприятие окружающего мира;
Личностные:
7
воспитать потребность к систематическим занятиям музыкой, поиску нового репертуара,
музыкальному самосовершенствованию;
улучшить физическое, эмоциональное и психологическое здоровье детей;
способствовать формированию нравственного облика ребенка и становлению
положительных черт характера, положительной самооценки;
создать психологически комфортную атмосферу в коллективе для совместного творчества
Учебный план 2 модуль
«Кругосветное путешествие сеньориты гитары»
№ Название
раздела
1
2
3
Вводное
занятие. ИТБ
Входная
диагностика
Изучение
музыкальной
грамоты
Количество часов
Всего
2
Теория
1
2
Формы
организации
занятий
Практика
1
2
32
20
12
4
Изучение пьес
из учебного
репертуара
62
7
55
5
Аккомпанемент.
Изучение песен.
Ансамбль
64
6
58
Сценическое
мастерство
Дистанционные
технологии
20
13
7
6
2
4
Ранняя
профориентация
4
2
2
6
7
8
9
10 Итоговая
диагностика
ИТОГО
22
22
2
216
2
51
165
8
Беседа
Беседа, тестовые
задания
Беседа, работа с
наглядными
пособиями,
видеоматериалами
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Беседа, игровые
занятия, тренинги
Просмотр
обучающих
программ
Беседа,
посещения
мастер-классов
Практическое
занятие
Формы
контроля
Тестирование
Прослушивание,
тестировнаие
Устный опрос,
проверка
нотных
тетрадей
Педагогическое
наблюдение ,
отбор на
концертные
номера
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
отбор на
концертные
номера
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание,
тестирование
Содержание учебного плана 2 модуль
Тема 1. Вводное занятие. Беседа, прослушивание..
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Входная диагностика. Тестирование,беседа. Практика 2 ч.
Тема 3. Изучение элементарной музыкальной грамоты. Таблица расположения нот на гитаре,
изучение понятий: лад, гамма, аккорд, интервал, знаки альтерации, паузы, такт, размер,
реприза, длительности нот. Обозначения штрихов, динамики, характера исполнения. Запись
табулатур.Чтение табулатур. Перевод нот в табулатуры. Запись аккордов. Чтение схем
аккордов.
Теория 20 ч. Практика 12 ч.
Тема 4. Изучение пьес из учебного репертуара. Народные мелодии из разных стран (России,
Англии, Америки, Италии, Перу, Шотландии Германии и т.д.) , мелодии из популярных кино
и мульфильмов, соло партии из известных песен, пьесы в несложной обработке. Теория 7 ч.
Практика 55 ч. Игра пьес с аккомпанементом педагога.
Тема 5. Аккомпанемент. Изучение песен. Изучение аккордов, аккордовых
последовательностей. Изучение баррэ-структур и игра аккордов в разных позициях.
Изучение главных и добавочных басов в аккордах. Изучение различных видов боя и
арпеджио и сочетаний этих приемов. Разбор аккомпанемента к песням из репертуара и по
выбору учащихся. Отработка трудноисполнимых моментов в аккомпанементе. Теория 16 ч.
Практика 58 ч.
Тема 6. Ансамбль. Отработка навыков игры в ансамбле – синхронности, ритмичности,
соблюдения штрихов и динамики. Взаимодействие с вокалистом. Пение песен под
аккомпанемент. Практика 22 ч.
Тема 7. Сценическое мастерство. Беседы о правилах поведения на сцене. Игры и тренинги
на преодоление зажимов, развитие артистизма, выразительной игры.
Теория 13 ч. Практика 7 ч.
Тема 6. Дистанционные технологии. Знакомство с интернет ресурсами, обучающими игре на
гитаре. Просмотр этих сайтов и работа с ними.
Теория 2ч. Практика 4 ч.
Тема 7. Ранняя профориентация. Знакомство с профессиями, связанными с музыкой:
гитарист, бард, композитор, аранжировщик музыки. Просмотр видеофильма или посещение
концерта. Теория 2ч. Практика 2 ч.
Тема 8. Итоговая диагностика. Проверка умений и навыков, приобретенных учащимися.
Практика 2 ч.
Учебный план 3 модуль
«Карнавал сеньориты гитары»
№ Название
раздела
Количество часов
Всего
Теория
Формы
организации
занятий
Практика
9
Формы
контроля
1
2
3
Вводное
занятие. ИТБ
Входная
диагностика
Основы
сольфеджио
2
1
2
1
Беседа
2
Беседа, тестовые
задания
Беседа, работа с
наглядными
пособиями,
видеоматериалами
Практические
занятия
24
10
14
4
Изучение пьес
и песен из
репертуара,
ансамбли
138
12
126
5
Музыкальный
софт – изучение
приложений и
программ для
музыкантов
Сценическое
мастерство
Творческие
отчеты,
концерты,
конкурсы
Ранняя
профориентация
12
6
6
Работа с софтпрограммами
20
13
7
Итоговая
диагностика
ИТОГО
2
Беседа, игровые
занятия, тренинги
Практические
занятия, выезды
на конкурсы и
концерты
Беседа, просмотр
видеоматериалов
посещения
мастер-классов,
фестивалей
Практическое
занятие
6
7
8
9
12
4
216
12
2
2
2
44
Тестирование
Прослушивание,
тестировнаие
Устный опрос,
проверка
нотных
тетрадей
Педагогическое
наблюдение ,
отбор на
концертные
номера
Педагогическое
наблюдение,
тестовые
задания
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
оценки жюри
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание,
тестирование
172
Содержание учебного плана 3 модуль
Тема 1. Вводное занятие. Беседа, совместная игра, обмен мнениями и пожеланиями ро
предстоящем курсе, репертуаре.
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Входная диагностика.
прошлого модуля. Практика 2 ч.
Тестирование, проверка навыков, знания репертуара
Тема 3. Основы сольфеджио. Изучение тональностей, развитие навыка транспонирования в
нужную тональность, изучение ступеней, интервалов, тренировка слуха, развитие навыка
подбора по слуху мелодии. Чтение ритмических рисунков. Подбор рисунков аккомпанемента
к песням по слуху. Изучение септ-, секст-, нон- аккордов, аккордов с уменьшенной,
увеличенной ступенью.
Теория 10 ч. Практика 14 ч.
Тема 4. Изучение пьес и песен из репертуара, ансамбли. Отработка партий в ансамбле.
Отработка навыков виртуозной сольной игры и игры аккомпанементае. Отработка
10
трудноисполнимых моментов и пассажей, ритмичности, синхронности и выразительности
исполнения.
Теория 12 ч. Практика 126 ч.
Тема 5. Музыкальный софт – изучение приложений и сайтов для музыкантов. Работа с
программой Guitar Pro, как с помощником для домашних репетиций. Знакомство с интернетсайтами для поиска интересующих мелодий, аккордов, песен.
Теория 6 ч. Практика 6 ч.
Тема 6. Сценическое мастерство. Изучение правил работы с инструментом на сцене, с
подключением и с микрофоном, тренинги на взаимодействие с партнерами в ансамбле, на
преодоление неблагоприятных сценических условий, на развитие сценической свободы.
Теория 13 ч. Практика 7 ч.
Тема 7. Творческие отчеты, концерты, конкурсы.
Практика 12 ч.
Тема 8. Ранняя профориентация. Посещение мастер-классов, просмотр видеоматериалов или
концертов мастеров гитарного жанра.
Теория 2ч. Практика 2 ч.
Тема 8. Итоговая диагностика. Проверка умений и навыков, приобретенных учащимися.
Практика 2 ч.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
- Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
- Материально-техническое обеспечение:
- Музыкальный класс на 12-15 посадочных мест с естественным и искусственным
освещением.
-Музыкальный инструмент – 6-струнная гитара для педагога и каждого ученика,.
- Пульт для нот для каждого ученика
- Компьютер
- Музыкальный центр
- Доска
- Стенд для размещения текущей информации
- Вспомогательные ударные и шумовые инструменты.
- Шкаф или полки для хранения сборников нот, пьес справочной литературы и др.
- Вспомогательные принадлежности для гитар: каподастры, ремни, медиаторы, педали
- Костюмы для участия в концертах и конкурсах
Информационное обеспечение:
• учебные сборники репертуарных пьес, записи CD учебных пьес в эталонном
исполнении;
• компьютерные обучающие программы «ГитарПро», «Дижитал Оркестратор»;
• записи видеоуроков
• фонограммы
• методические разработки
• справочная музыкальная литература
11
Кадровое обеспечение:
Педагог с высшей квалификационной категорией.
С высшим образованием.
С музыкальным образованием.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аудиозапись,
- видеозапись,
- грамота,
- готовая работа,
- диплом,
- журнал посещаемости,
- материал анкетирования и тестирования,
- методическая разработка,
- портфолио,
- перечень готовых работ,
- репертуар,
- фото,
- отзыв детей и родителей,
- свидетельство (сертификат),
- статья и др.
Входящий: опрос детей, материалы анкетирования и тестирования.
Текущий: наблюдения за степенью усвоения программы, оценка выполнения заданий.
Периодический: наблюдение, обсуждение, зачеты по окончании темы
Итоговый: участия в концертах и конкурсах, грамоты, дипломы, благодарственные письма,
портфолио детей и коллектива.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- таблицы итогов диагностики,
- конкурс,
- зачет,
- концерт,
- открытое занятие,
- отчет итоговый,
- портфолио,
- поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю,
- праздник,
- фестиваль.
Мониторинг знаний умений и навыков
Мониторинг проводится:
второй модуль – в январе (промежуточный срез) и мае (итоговый срез).
третий модуль – в январе (промежуточный срез) и мае (итоговый срез).
12
Контрольно-измерительные материалы
Техника аккомпанемента, бой
Техника аккомпанемента,
арпеджио
Исполнение учебной пьесы
Умение играть в ансамбле,
синхронность, ритмичность
Выразительность исполнения
Техника игры аккомпанемента
сочетанием различных приемов
Умение вести партию в
ансамбле
Исполнение учебной пьесы
Выразительность игры
Сценическая свобода
Тест на правильность
аппликатуры
№
1
Чтение аккордов с листа
ФАМИЛИЯ
ИМЯ
Чтение табулатур с листа
Знание элементарной
музыкальной теории
2 модуль
Чтение ритмических рисунков
Умение подобрать по слуху
несложную мелодию
№
1
Умение транспонировать
аккорд
ФАМИЛИЯ
ИМЯ
Теоретические знания
3 модуль
Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса – очное обучение.
Методы обучения:
• репродуктивный «делай, как я» - используется при практическом освоении
нового материала;
• «тонализация» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• «энтропия» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• иллюстративный – просмотр видеоуроков, наглядное сольфеджио на доске, с
помощью компьютерных программ, упражнения с листа;
• практический тренинг – отработка конкретных приемов путем многократного
повторения с педагогом и самостоятельно;
13
• фронтальный – все учащиеся в группе выполняют одновременно одно и то же
задание;
• программированное обучение – алгоритм пошагового выполнения маленьких
частей одной большой задачи;
•
самостоятельная работа – знакомство с новым материалом на основе
приобретенных навыков чтения с листа;
• познавательная игра – чтение с листа под фонограмму, ансамбль и соло;
•
творческая работа – совместное творчество детей и педагога – сочинение
вариаций, подголосков к исполняемым темам.
Учебно-воспитательный процесс построен на следующих принципах:
• систематичности;
• доступности;
• наглядности;
• последовательности «от простого к сложному»
• связи теории с практикой;
• активности;
• учета индивидуальности;
• преемственности и взаимопомощи
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия:
• групповые
• индивидуальные
•
концерты, конкурсы, музыкальные гостиные – импровизированные
тематические концерты с участием приглашенных гостей, детей, родителей
• праздничные занятия
• викторины
• контрольные занятия (диагностика)
Педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения,
технология программированного обучения,
технология модульного обучения,
технология блочно- модульного обучения,
технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения,
технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности,
технология портфолио,
технология педагогической мастерской,
технология образа и мысли,
здоровьесберегающая технология.
14
Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: настройка гитар,
разминка для рук
музыкально-ритмические упражнения, …
Основная часть:
повторение ранее изученных приемов, произведений, партий,
изучение нового материала,
отработка приемов, игра соло и ансамблем, репетиционная часть,
работа над трудноисполнимыми пассажами, отработка темпов, ритмов, нюансов, динамики
Заключительная часть: резюме, домашнее задание,
музыкальные игры.
Дидактические материалы:
• пюпитры
• гитары акустические или электроакустические
• микшер
• активная колонка
• шнуры
• ремни для гитары
• медиаторы
• подставки для ноги
• магнитная доска
• наглядные пособия «Музыкальный словарь», «Нотоносец и ноты»
• DVD и CD диски с записью обучающих программ, фонограмм, шедевров
мировой гитарной музыки
15
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Программы общеобразовательных учреждений, составитель сборника: О.Я.
Еременко, М., «Просвещение», 2002г.
2. Вестник педагогического общества К. Орфа, периодическое издание, 2007, 2008,
2009 г.г.
3. Алиев К.К. Методика музыкального воспитания детей. — Воронеж, 20088.
4. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота, Москва, 2007
5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. — М., 2008.
6. Желнова Е.И. Игра на 6-струнной гитаре, Москва, 2003
7. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Ростов на Дону, 2009
8. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке.-М., 2006.
9. Каркасси М. Классическая школа игры на 6-струнной гита ре, Москва 2008
10. Катанский В.М. Гитара для всех, Москва, 2001
11. Манилов В. Аккомпанемент на гитаре, Киев,2003
12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, Ярославль, 2017
13. Николаев А. Игра на 6-струнной гитаре, Санкт-Петербург, 2013
14. Поплянова Е. Не хочу идти на сольфеджио, Челябинск, 2016
15. Судзуки С. Метод обучения игре на инструменте, Минск, 2005
16. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в
условиях уровневой дифференциации// Начальная школа.-2008.-№2
17. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа – М.,2001г
18. Хайнер Х. Методика обучения музыкальному языку, Хьюстон, 2009
(электронный вариант)
19. Хайнер Х. Софт-Моцарт, Хьюстон, 2009 (электронный вариант).
20. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 2005.
21. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М, 2005
22. Шумидуб А.Школа ускоренного обучения, Москва, 2006
23. Эмчин Р. Сборник пьес американского фольклора для коллективного
музицирования, Кентукки, 2007 (электронный вариант)
24. Мелодии для гитары https://pereborom.ru/melodii-na-gitare/
25. Любимые гитарные аранжировки http://verhov.ucoz.ru/photo/noty_taby/23
26. Авторские ноты и табы для гитары https://guitarsolo.info/ru/guitar-sheets-tabs/
27. Архим табов и нот https://guitarmaestro.ru/free-tabs-library/
28. Преподаватели гитары: общение и взаимопомощь https://vk.com/topic15164027_25227241
16
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1. Зубченко О. Хрестоматия юного гитариста, Ростов на Дону, 2005
2. Киселев О. Облака. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2001
3. Киселев О. Времена года. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2006
4. Киселев О. Клубника со сливками. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2004
5. Козлов В. Кругосветное путешествие сеньориты гитары, MPI Челябинск, 2006
6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты гитары, MPI Челябинск, 2009
7. Козлов В. Эхо бразильского карнавала, MPI Челябинск, 2007
8. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 1, Москва, 2003
9. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 3, Москва, 2004
10. Поплянова Е. Счастливые башмачки (ансамбли для двух гитар), MPI Челябинск, 2006
11. Семенов В. Во саду ли, в огороде. Альбом юного гитариста, MPI Челябинск, 2003
12. Тимонин М.Ю. Шедевры мировой классики и эстрады в переложении для
шестиструнной гитары. — Новосибирск, 2006
13. Шалаева Г.П. Музыка, Москва, 2005
14. Курс игры на гитаре https://pereborom.ru/kurs-igry-na-gitare/
15. Онлайн-школа игры на гитаре https://gitarshkola.net/
16. Гитара онлайн https://virtualband.club/
17. Видео уроки игры на гитаре https://pimaschool.ru/guitar/
18. Уроки игры на гитаре https://guitary.ru/
17
Раздел III. Рабочая программа воспитательной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество
развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании
подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица,
преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных
лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие
личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще
более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью
которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового
поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и
мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания
образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и
воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься
не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах
ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития
личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу,
Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных
и нравственных ценностей;
18
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической
деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина
Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через
систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся
через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и
поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в
использование историко - культурных традиций страны. родного города и области.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности
, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция учащегося;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика
При составлении плана воспитательной работы в объединении планируются мероприятия в
соответствии со следующими направлениями:
Направление I. «Моё Отечество».
Цель работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих
знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством.
Задачи работы в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального
саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы в направлении «Моё Отечество»:
- Беседы, акции.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление II. «Мой образ жизни»
Цель работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни,
ценности своего существования и ценности существования других людей, передача
учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и
негативного) опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру.
- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
19
-Знакомить учащихся с традициями и обычаями культур различных народов и поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения
Формы работы в направлении «Мой образ жизни»:
- Беседы, акции, просмотр видеороликов и презентаций по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Интерактивные игры.
- Праздники, конкурсы, фестиваля.
- Изучение нравственного наследия мира.
Направление III. «Моя семья»
Цель работы в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и
педагога по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и
взаимодействия с людьми.
Формы работы в направлении « Моя семья »:
- Праздники семьи, участие в фестивалях и конкурсах
- Тематические занятия, посвященные датам календаря ( 8 марта, День Матери, День
Защитника Отечества, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для
демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание
понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями по сохранению
-физического и психического здоровья.
Формы работы в направлении « Моё здоровье»:
- изучение комплексов дыхательной гимнастики, пальцево-запястной гимнастики,
физкультурные пятиминутки на переменах;
- беседы с учащимися и родителями, консультации по вопросам сохранения здоровья
учащихся.
Направление IV. «Ранняя профориентация»
Цель работы: помочь учащимся определиться в выборе профессий
Задачи работы в направлении «Ранняя профориентация»:
- Знакомить учащихся с различными профессиями так или иначе связанными с музыкой:
музыканты исполнители, музыкальные педагоги, звукорежиссеры, дирижеры,
концертмейстеры.
Формы работы в направлении « Ранняя профориентация»:
- посещение концертов профессиональных музыкакнтов, мастер-классов в детской
филармонии, фестивалей музыкального творчества;
- беседы с учащимися и родителями, индивидуальные консультации
План-сетка по направлениям
20
№
п/п
Форма и направленность воспитательного мероприятия
Месяц
проведения
Мое Отечество:
1
Участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Города
Сентябрь
2
Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства.
Ноябрь
3
«Квест Победы», участие в мероприятиях Центра Историкокультурного наследия г.Челябинска.
Май
Мой образ жизни:
4
Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
– городские, областные, всероссийские и международные
В течение
учебного года
5
Международный день музыки, беседа, викторина
Октябрь
6
Участие в концерте «Рождественский блюз» городского проекта
«Бэби джаз»
Декабрь
7
Всероссийская неделя музыки, участие в мероприятиях, концертах
8
Участие в акции ЧОУНБ «Библионочь»
9
Участие в праздновании Дня Славянской письменности
Март
Апрель
Май
Моя семья:
10
Концерт, посвященный Дню Матери
Ноябрь
11
Участие в городском семейном фестивале «Музыкальная семья»
Декабрь
12
Праздничные тематические занятия, приуроченные к датам 23
февраля, 8 марта
Февраль-март
13
Семейные посещения концертов в Челябинской филармонии
В течение года
14
Отчетные концерты учащихся для родителей
Апрель-май
Мое здоровье:
15
Неделя безопасности дорожного движения, беседы
21
Сентябрь
13
Всероссийский урок ОБЖ
Октябрь
14
Всемирный день иммунитета, беседа о здоровом образе жизни,
методах укрепления иммунитета
Март
Ранняя профориентация:
15
Посещение мастер-класса в детской филармонии
Согласно
афише
16
Посещение Концертного зала им. Прокофьева.
Согласно
афише
17
Беседа о музыкакльных профессиях, подготовка выступлений
презентаций.
22
май
Список используемой литературы
1.Воспитательная система: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл
развития человека, М.ЭксПо, 2013
4.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.М.:ВАКО,2009.
5. М.Казиник «Тайны гениев. Воспитание музыкой» ,М.:Экспо, 2011
23