Основы музыкальной грамоты

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudodraduga@mail.ru

Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы музыкальной грамоты»
(стартовый уровень)
Адаптированная программа
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 10-13 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Разработчик:
Станевич Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования

Челябинск, 2024 г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы _________________________ 3
Пояснительная записка___________________________________________________________ 3
Актуальность образовательной программы _________________________________________ 3
Цель и задачи программы ________________________________________________________ 4
Задачи программы _______________________________________________________________ 4
Отличительные особенности программы ___________________________________________ 5
Адресат программы ______________________________________________________________ 5
Объем и срок освоения программы ________________________________________________ 5
Формы обучения _________________________________________________________________ 5
Особенности организации образовательного процесса _______________________________ 6
Режим занятий, календарный учебный график ______________________________________ 6
Планируемые результаты_________________________________________________________ 6
Материально-техническое обеспечение: ____________________________________________ 8
Информационное обеспечение ____________________________________________________ 8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ______________________ 8
Учебный план ___________________________________________________________________ 8
Содержание учебного плана _______________________________________________________ 9
Диагностика, оценочные материалы ______________________________________________ 12
Методическое обеспечение _______________________________________________________ 13
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса _______________________________________________________ 15
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе _____________ 16

Раздел 3. Рабочая программа воспитательной деятельности ____________________ 16
Пояснительная записка__________________________________________________________ 16
Цель и задачи программы _______________________________________________________ 17
Ожидаемые результаты _________________________________________________________ 17
Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика ___________ 18
План-сетка воспитательной работы по направлениям ______________________________ 19
Список используемой литературы ________________________________________________ 21
Приложение 1.

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
музыкальной грамоты» стартового уровня, - разработана с учетом содержания
многоуровневых программ «Гитара» и «Блокфлейта», реализуемых в объединении «Орфей»
в ЦВР «Радуга», сохраняет единство образовательного пространства.
Направленность программы – художественная. Программа направлена на
формирование у детей знаний в области теории музыки и применению этих знаний в
исполнительской деятельности.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 02.02.2021 № 138 «О внесении
изменений
в целевую модель развития региональных систем ДОД,
утвержденную приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №
467;
3. Приказ Министерства Образования и Науки России №882, Министерства
Просвещения РФ №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ» (вместе с «Порядком организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»);
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем ДОД»
5. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
15.07.2019
6. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
30.12.2020 №01/2795 « Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021-2025 годы»;
7. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
21.08.2023 №02/2064 « Об утверждении требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация ДО
программ» в Челябинской области в соответствии с социальным
сертификатом»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, оздоровления детей и
молодежи»;
9. Устав учреждения, локальные акты.
Актуальность образовательной программы
Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что в настоящее время
в ЦВР «Радуга» реализуются программы по музыкальному исполнительству на блокфлейте и
гитаре, содержание которых ориентировано в основном на практическую деятельность. Но
для успешного освоения исполнительского мастерства необходимо умение разбираться в
3

музыкально – теоретическом курсе. Полученные первоначальные сведения о теории музыки
и средствах музыкальной выразительности должны помочь учащимся в освоении своих
программ.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
раскрытии
индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе
к любому виду деятельности. А также в повышении самооценки, поскольку при освоении
программы у учащихся развиваются музыкальные способности (ритм, слух) память,
дисциплинированность, усидчивость, трудолюбие - тем самым повышается самооценка, что
снимает внутреннюю зажатость и помогает общению со сверстниками, повышается
культурный уровень, формируется эстетический вкус, расширяется музыкальный кругозор.
Педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает
культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
Цель и задачи программы
Цель – развитие музыкальной грамотности учащихся, через освоение знаний и
умений в области теории музыки.
Задачи программы













Предметные:
формировать знания по музыкальной грамоте, наиболее употребляемой музыкальной
терминологии;
дать основы аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей
музыкального языка;
формировать практические навыки и умение использовать их при исполнении
музыкальных произведений в творческих формах музицирования.
Метапредметные:
целенаправленно и систематически развивать музыкально-слуховые способности
обучающихся, музыкальное мышление и музыкальную память как основу для
практических навыков;
формировать умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования
работы;
формировать умения работать самостоятельно и в коллективе;
формировать умения анализировать результаты собственной и коллективной
деятельности.
Личностные:
прививать музыкальный вкус, любовь к лучшим образцам классической, народной,
авторской музыки;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности и любви к Родине, чувство
уважения и почитания народных традиций через изучение русской народной культуры и
культуры народов Урала;
формировать у детей социальную активность

4

Отличительные особенности программы
является то что, программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания
учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и
целесообразным. Программа «Музыкальная грамота» ориентирована на обучение широкого
круга детей с различной степенью одаренности. Возможна индивидуализация учебного
процесса, а также корректируемость программы в зависимости от обстоятельств и состава
групп. Педагог может при необходимости распределять материал по темам, направлениям.
Это дает возможность сделать процесс обучения адаптированным, то есть - в зависимости от
особенностей состава учебных групп, уровня подготовки детей, их возраста и
психологического восприятия того или иного вида работы комбинировать те формы занятий,
которые подходят конкретной группе:
- сочетать игровые формы работы по разным темам с целью их параллельного освоения
учащимися;
- творчески варьировать задачи и способы их решения, изобретать новые виды работы.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей 10-13 лет, желающих получить и
систематизировать базовые знания в теории музыки и последовательно применять эти
знания в своей исполнительской практике.
По программе могут заниматься дети с ОВЗ при наличии справки от педиатра о
допуске к занятиям.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкальной грамоты»
рассчитана на один год обучения, общее количество учебных часов, предусмотренных
программой – 144.
После прохождения стартового уровня программы «Основы музыкальной грамоты»
учащиеся выпускаются и, при желании, могут продолжить занятия по программам
«Блокфлейта», «Гитара», реализуемым в ЦВР «Радуга».

Формы обучения
Основная форма обучения по программе – очная, однако могут присутствовать
элементы дистанционной формы обучения (размещение учебных материалов в сети
Интернет, публикация ссылок на фото и видеоматериалы, знакомство с которыми учащиеся
могут осуществлять удаленно, используя личные ПК)

5

Особенности организации образовательного процесса
В объединение дети принимаются после пробного урока или собеседования при
наличии разрешения от врача заниматься в Центре внешкольной работы. Учащиеся
комплектуются в учебные группы (12-15 человек).
Режим занятий, календарный учебный график
Форма занятий – групповая. Учебный план программы «Основы музыкальной
грамоты» рассчитан на 144 учебных часа, еженедельно учащиеся посещают 2 занятия.
Продолжительность учебного занятия – дважды по 45 минут с переменой 10 минут между
занятиями. Во время перемены – проветривание класса и физкультминутка.
Этапы образовательного процесса

Стартовый уровень
1 год обучения

Начало учебного года
Продолжительность учебного года
(недель/часов)
Продолжительность учебного
занятия

02.09.2024
36 недель/144 часа

Периодичность занятий

2 раза в неделю по 2 занятия

Промежуточная аттестация

18.01.2025

Итоговая аттестация
Окончание учебного года

10.05.2025
15.05.2025

Дважды по 45 минут с переменой 10 минут

Планируемые результаты
Предметные результаты:
К концу первого года обучения учащиеся понимают, что такое:
 звуки музыкальные и шумовые, высокие и низкие (регистры);
 звукоряд, октава;
 скрипичный и басовый ключ;
 длительности, паузы, такт, тактовая черта;
 размер, ритм, темп;
 лад (мажор, минор);
 гамма, тоника, ступени (устойчивые, неустойчивы, вводные);
 строение мажорной гаммы, строение минорной гаммы; параллельный минор, три вида
минора и их строение;
 тон, полутон;
 трезвучие;
 диез, бемоль, бекар;
 тональность;
6

 музыкальная фраза, реприза;
 штрихи, динамические оттенки;
 интервалы.
 Умеют:
 читать музыкальные знаки;
 писать ноты, длительности, паузы;
 строить мажорные гаммы, и параллельные им миноры: C dur, G dur, D dur, F dur, B
dur, a moll, e moll, h moll, d moll, g moll , определять устойчивые, неустойчивые
ступени, вводные ступени, делать разрешения неустойчивых ступеней, строить
тонические трезвучия;
 умением определять размер 2/4, 3/4, 4/4, дирижировать в этих размерах, расставлять
тактовые черточки
 определять лад произведения;
 строить интервалы от заданной ноты (на первоначальном этапе);
 простукивать, прохлопывать ритмический рисунок исполняемой мелодии;
 определять сильную или слабую долю в прослушанной или исполняемой мелодии;
 транспонировать мелодию (в тональностях до двух знаков).
Владеют:
 основами нотной грамоты;
 навыками нотной записи;
 навыками чтения нотного текста;
Метапредметные результаты:
-сформированы навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
-сформировано умение участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и
коллективных музыкально – творческих проектов.
Личностные результаты:
-мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкально – исполнительской
деятельности;
- бережное отношение к музыке, народным традициям, музыкальной культуре.
Формы контроля:
• контрольное занятие;
• занятие практикум;
• промежуточная и итоговая аттестация;

•
•
•
•
•
•
•

Методы контроля:
устный опрос;
тестирование;
собеседование;
наблюдение;
практическая работа;
контрольная работа;
оценивание и т.д.
7

Материально-техническое обеспечение:









компьютер, желательно с видеопроектором;
музыкальный центр;
фортепиано;
электрофортепиано;
ударные/шумовые инструменты
доска;
столы;
стулья.

Информационное обеспечение






учебная, методическая, дополнительная литература;
нотная литература;
схемы;
таблицы;
дидактические настольные игры и карточки.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№ Название раздела, темы
п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3,2
4.
4.1

4.2

Вводное занятие.
Расположение нот на нотном стане
Расположение нот на нотном стане в
скрипичном ключе
Расположение нот на нотном стане в
басовом ключе
Длительности, паузы. Группировка
нот
Длительности. Паузы. Группировка нот
в разных размерах
Ритмические рисунки. Чтение
ритмических рисунков.
Лады. Гаммы
Мажорная гамма. Строение мажорной
гаммы. Устойчивые, неустойчивые и
вводные ступени.
Виды минора. Строение минорной
гаммы. Устойчивые, неустойчивые и

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
беседа, опрос
2
1
1
16
2
14
практическая
8
1
7
работа, опрос
практическая
работа, опрос

8

1

7

24

8

16

12

4

8

практическая
работа, опрос

12

4

8

практическая
работа, опрос

32
16

8
4

28
12

20

4

16

практическая
работа, опрос
практическая
работа, опрос

8

5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6.2
7.
7.1
7,2

8.
8.1
9.
9.1

10.

вводные ступени.
Музыкальные термины
Буквенное обозначение нот и
тональностей
Итальянское обозначение темпа в
музыке, характера исполнения
Артикуляционные указания (штрихи.)
Динамические указания
Интервалы, аккорды.
Виды интервалов, построение
интервалов
Аккорды. Построение аккордов

12
4

6
2

6
2

4

2

2

практическая
работа, опрос

4

2

2

практическая
работа, опрос

18
8

4
2

14
6

10

2

8

Составные части музыкальных
произведений
Предложение, фраза, мотив

8

4

4

4

2

2

Составные части современных
аранжировок:
Вступление/интро, куплет, припев,
прехорус/бридж, постхорус/тэг,
проигрыш, соло/брейк, кода.
Транспонирование

4

2

2

22

2

20

Знакомство
с
понятием
транспонирование. Упражнения.
Ранняя профориентация
Беседа о профессиях, связанных с
музыкой, о роли музыки в жизни
человека.
Игровое
занятие
«Посвящение в музыканты».
Итоговое занятие

22

2

20

4
4

2
2

2
2

беседа

2

-

2

контрольная
работа, опрос

Итого:

144

37

107

практическая
работа, опрос

практическая
работа, опрос
практическая
работа, опрос

практическая
работа, опрос
практическая
работа, опрос

беседа,
практическая
работа

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство, прослушивание.
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Расположение нот на нотном стане.
2.1. Изучение расположения нот на нотном стане в скрипичном ключе.
Теория 1 ч.
Правописание нот на нотном стане в тетрадях, на доске. Дидактическая игра «ДоМи-ноты».
Разгадывание ребусов с названиями нот. Чтение нот с листа в учебных пьесах. Практика 7 ч.
2.2. Изучение расположения нот на нотном стане в басовом ключе. Беседа на тему: Где
применяется басовый ключ в музыке. Теория 1 ч.
9

Правописание нот в басовом ключе на нотном стане в тетрадях, на доске. Чтение нот с листа
в партиях бас-гитары, партиях барабанов. Практика 7 ч.
Тема 3. Длительности, паузы. Группировка нот.
3.1 Изучение понятий длительностей нот и пауз:
- целая,
- половинная,
- четверть,
- восьмая,
- шестнадцатая.
Изучение группировок: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых и т.п. Изучение
размеров 2/4, 3/4, 4/4. Изучение различных группировок нот в этих размерах. Изучение схем
дирижирования в вышеуказанных размерах.
Теория 4 ч.
Правописание нот и пауз разных длительностей в тетрадях и на доске. Решение задач по
заполнению тактов нотами нужных длительностей. Решение задач по расставлению
тактовых черточек. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Практика 8 ч.
3.2. Изучение ритмических рисунков в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с использованием различных
группировок нот и пауз.
Теория 4 ч.
Чтение ритмических рисунков по карточкам с прохлопыванием. Решение ритмических
задач. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Узнавание мелодии по характерному
ритмическому рисунку. Шумовой ритмический оркестр. Ритмический диктант.
Практика 8 ч.
Тема 4. Лады. Гаммы.
4.1. Изучение понятий:
- лад, мажор, минор, мажорная и минорная гамма, параллельный минор;
- знаки альтерации, ключевые знаки, случайные знаки;
- тональность;
- строение мажорной гаммы;
- устойчивые, неустойчивые, разрешение ступеней.
Теория 4 ч.
Правописание мажорных гамм C-dur, G-dur, D-dur, F-dur, B-dur в тетради и на доске.
Определение ступеней в гаммах. Упражнения с обращением неустойчивых ступеней в
устойчивые.
Практика 12 ч.
4.2 Изучение понятий
- минорная гамма, параллельный минор;
- строение минорной гаммы;
- натуральный минор;
- гармонический минор;
- мелодический минор.
Теория 4 ч.
Правописание минорных гамм a-moll, e-moll, h-moll, d-moll, g-moll в тетради и на доске.
Упражнения на определение вида минора (натуральный, гармонический, мелодический).
Упражнения с обращением неустойчивых ступеней в устойчивые в миноре.
Практика 16 ч.
Тема 5. Музыкальные термины.
5.1 Изучение латинских названий нот, буквенных обозначений нот и тональностей.
10

Теория 2 ч.
Правописание в тетради нот и тональностей в буквенном варианте. Практика 1 ч.
5.2 Изучение понятий:
- темп в музыке,
- характера исполнения.
Изучений итальянских названий темпов и характеров.
Теория 2 ч.
Запись в тетрадях итальянских названий темпов и характеров. Работа с карточками на
запоминание терминологии. Упражнения: определение темпа и характера мелодии на слух,
игра музыкальных фрагментов в различных темпах и характерах.
Практика 2ч.
5.3 Изучение понятий:
- артикуляция (штрихи) и их обозначение в нотном тексте,
- динамические указания и их обозначение в нотном тексте.
Изучений итальянских названий штрихов и динамики.
Теория 2 ч.
Запись в тетрадях итальянских названий штрихов и динамики. Работа с карточками на
запоминание терминологии. Упражнения: найти в нотном тексте
определитьигра
музыкальных фрагментов в различных темпах и характерах.
Практика 2ч.
Тема 6. Интервалы. Аккорды.
6.1.Знакомство с понятием интервал. Изучение некоторых видов интервалов: прима (ч1)
большая и малая секунда (б1 и м1), большая и малая терция (б3 и м3), чистая кварта (ч4),
чистая квинта (ч5), октава (ч8).
Теория 2 ч.
Упражнения на построение интервалов от заданной ноты. Тренировка умения определять
интервалы на слух. Упражнения на пропевание интервалов.
Практика 6ч.
6.2 Изучения понятий: аккорд, тоника, субдоминанта, доминанта, главные трезвучия и их
обращения в тональностях
Теория 2 ч
Построение главных трезвучий и их обращений в разных тональностях.
Практика 8 ч.
Тема 7. Составные части музыкальных произведений.
7.1 Знакомство с понятиями: музыкальное предложение, фраза, мотив. Знакомство с
некоторыми структурами музыкального произведения, из обозначениями в нотной записи.
Теория 2 ч.
Упражнения на определение фраз, предложений в пьесе. Сочинение своей мелодии и ее
запись в тетради.
Практика 2 ч.
7.2 Знакомство с составными частями современных аранжировок:
вступление/интро, куплет, припев, прехорус/бридж, постхорус/тэг, проигрыш, соло/брейк,
кода. Прослушивание примеров песен, инструментальных современных композиций. Теория
2 ч.
Совместное сочинение аранжировки к песне «В траве сидел кузнечик» (вступление, кода,
проигрыш, бридж), запись ее в тетради и исполнение по партиям.
Практика 2 ч.
Тема 8. Транспонирование.
8.1 Знакомство с понятием транспонирование, для чего оно важно и необходимо. Как
транспонирование связано с понятием интервал. Виды транспонирующих инструментов.
11

(саксофон альт, саксофон сопрано, блокфлейта альт). Инструменты для транспонирования в
нужную тональность на гитаре (каподастр), на синтезаторе (опция transpose).
Теория 2 ч.
Упражнения на транспонирование мелодий в различных тональностях. Запись в тетради.
Упражнения для саксофонистов и флейтистов на транспонирование мелодии в нужную
тональность для инструмента. Упражнения для гитаристов на транспонирование мелодии
песни и аккордов под голос.
Практика 20 ч.
Тема 9. Ранняя профориентация.
9.1 Беседа о профессиях, связанных с музыкой, о роли музыки в жизни человека.
Теория 2 ч.
Игровое занятие «Посвящение в музыканты». Игра-квест с решением музыкальных задач.
Практика 2 ч.
Тема 10. Итоговое занятие.
10.1 Контрольная работа (см. приложение 1)
Практика 2 ч.

Диагностика, оценочные материалы
1. Итоговая аттестация проводится в виде контрольной работы в конце учебного
года. Задания для контрольной работы составлены с использованием КИМ,
разработанными Толстобровой М.А. (ДШИ г. Удачный).
Контрольная работа состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит 33 задания, с выбором одного правильного ответа.
Во второй части нужно выполнить 5 письменных заданий.
Третья часть состоит из 1 творческого задания, в котором нужно досочинить ритм к
заданным словам.
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Оценка выполнения заданий и контрольной работы в целом:
Каждое задание 1 части оценивается в 0 или 1 балл.
Каждое задание 2 части оценивается в 0 или 2 балла.
Задание 3 части оценивается в 0 или 3 балла.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 46 баллов.
Часть работы

Число заданий

Часть 1

33

Максимальный
балл
33

Часть 2

5

10

Часть 3

1

3

Итого

39

46

Тип задания
С кратким ответом
С письменным
заданием
С письменным
заданием

Переводная шкала

12

Количество набранных балов
40-46 баллов
29-39 баллов
14-28 баллов
0-13 баллов

Оценка по пятибалльной системе
«5» отлично
«4» хорошо
«3» удовлетворительно
«2» неудовлетворительно
Методическое обеспечение

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (упражнения, музыкальные диктанты, правописание нотных текстов);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Программой предусмотрена групповая форма организации образовательного
процесса.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми,
диспут, концерт, открытое занятие, практическое занятие, презентация, лекция и др.
Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология проблемного обучения;
 здоровье-сберегающая технология;
 технология коллективной творческой деятельности;
 технология развивающего обучения.
Педагогические условия реализации программы:
- учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных характеристик
участников программы;
- индивидуальный подход к обучающимся и обучение их работе в группе;
- обеспечение условий для выбора участниками программы актуальной для их деятельности
уровня самореализации;
- стимулирование проявления творческой активности и инициативы.
Основной формой реализации программы является учебное занятие. Программа
предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно
включать различные виды деятельности: изучение теории, слушание музыки, упражнения,
дидактические игры, ведение нотных записей в тетрадях.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Алгоритм учебного занятия
Вводная часть. Организационный момент.
Теоретическая часть
практическая работа
Повторение пройденного материала,
закрепление знаний и навыков.
Организация обратной связи. Подведение итогов.

2 минуты.
10 минут
20 минут.
10 минут.
3 минуты.

Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп,
обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием активных
и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
13

Дидактические материалы
Для реализации программы необходимы разработки занятий, подборка музыкальных
произведений, упражнений, этюдов, презентации к занятиям по различным темам,
диагностические тесты и опросы, разработки проверочных упражнений, карточки,
обучающие игры, стенды и плакаты по изучаемому материалу.

14

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса
2. Вестник педагогического общества К. Орфа, периодическое издание, 2007, 2008,
2009 г.г.
3. Алиев К.К. Методика музыкального воспитания детей. — Воронеж, 1998.
4. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота, Москва, 1997
5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. — М., 1998.
6. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Ростов на Дону, 1999
7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке.-М., 1976.
8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, Ярославль, 1997
9. Поплянова Е. Не хочу идти на сольфеджио, Челябинск, 2006
10. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в
условиях уровневой дифференциации// Начальная школа.-1998.-№2
11. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа – М.,2001г
12. Хайнер Х. Методика обучения музыкальному языку, Хьюстон, 2009
(электронный вариант)
13. Хайнер Х. Софт-Моцарт, Хьюстон, 2009 (электронный вариант).
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
15. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М, 2005
16. Шумидуб А.Школа ускоренного обучения, Москва, 2006
17. Эмчин Р. Сборник пьес американского фольклора для коллективного
музицирования, Кентукки, 2007 (электронный вариант)
18. Андреева М. «От примы до октавы» - М.: Советский композитор, 1983г.
19. Андреева М. «Основы музыкальной грамоты» - К.: Музична Украина, 2018г.
20. Алексеев Б., Мясоедов А. «Элементарная теория музыки» - М.: Музыка 2016г.
21. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» - М.: Издательство, 2011г.
22. Способин И.В. «Элементарная теория музыки» - М.: Кифара, 1996г.
23. Фридкин Г.А. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» - М.: Музыка,
2012г
24. КИМ для проведения промежуточной аттестации по сольфеджио, автор
Толстоброва Ю.А., г. Удачный, 2023 г.

15

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
1. Калинина Г.Ф. «Сольфеджио» рабочая тетрадь 1 класс, - М., 2017г
2. Калинина Г.Ф. «Сольфеджио» рабочая тетрадь 2 класс, - М., 2017г
3. Калинина Г.Ф. «Сольфеджио» рабочая тетрадь 3 класс, - М., 2017г
4. Камаева Л. «Азартное сольфеджио» методическое пособие, - М.: Доминанта 2004г
4. Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» - М.: Просвещение, 1994г
5. Кулаковский Л. «Как научиться читать ноты» - М.: Советский композитор, 1962г
Интернет ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

http://music-education.ru/
http://4brain.ru/
http://musictheory.net/
http://8notes.com/
http://learningmusic.ableton.com/

Раздел 3. Рабочая программа воспитательной деятельности

Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество
развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании
подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица,
преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных
лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие
личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще
более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью
которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового
поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и
мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов регионального содержания
образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и
воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься
не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах
ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития
личности:
 личностная культура
 семейная культура
 социальная культура.
16

Личностная культура- это:
 готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
ответственному поведению;
 готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
оценивать свои мысли и поступки;
 способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
 осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
 осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
народу, Отечеству;
 понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
 бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
 осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
духовных и нравственных ценностей;
 вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
 развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель и задачи программы
Цель программы: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной
педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого обучающегося
как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию
личности через систему «коллектив-семья-социум», формировать нравственные категории у
обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и
поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в
использование историко-культурных традиций страны, родного города и области.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах
деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты
-активная жизненная позиция учащегося;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
17

Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика
При составлении плана воспитательной работы в объединении планируются мероприятия в
соответствии со следующими направлениями:
Направление I. «Моё Отечество».
Цель работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих
знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством.
Задачи работы в направлении «Моё Отечество»
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального
саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы в направлении «Моё Отечество»:
- Беседы, акции.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление II. «Мой образ жизни»
Цель работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни,
ценности своего существования и ценности существования других людей, передача
учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и
негативного) опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Мой образ жизни»:
- Формировать у учащихся нравственную культуру.
- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями культур различных народов и поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения
Формы работы в направлении «Мой образ жизни»:
- Беседы, акции, просмотр видеороликов и презентаций по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Интерактивные игры.
- Праздники, конкурсы, фестиваля.
- Изучение нравственного наследия мира.
Направление III. «Моя семья»
Цель работы в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и
педагога по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Моя семья »:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса - педагогов, родителей, детей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и
взаимодействия с людьми.
Формы работы в направлении « Моя семья »:
- Праздники семьи, участие в фестивалях и конкурсах
- Тематические занятия, посвященные датам календаря (8 марта, День Матери, День
Защитника Отечества, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для
демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание
18

понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями по сохранению
- физического и психического здоровья.
Формы работы в направлении « Моё здоровье»:
- изучение комплексов дыхательной гимнастики, пальцево-запястной гимнастики,
физкультурные пятиминутки на переменах;
- беседы с учащимися и родителями, консультации по вопросам сохранения здоровья
учащихся.
Направление IV. «Ранняя профориентация»
Цель работы: помочь учащимся определиться в выборе профессий
Задачи работы в направлении «Ранняя профориентация»:
- Знакомить учащихся с различными профессиями так или иначе связанными с музыкой:
музыканты исполнители, музыкальные педагоги, звукорежиссеры, дирижеры,
концертмейстеры.
Формы работы в направлении « Ранняя профориентация»:
- посещение концертов профессиональных музыкантов, мастер-классов в детской
филармонии, фестивалей музыкального творчества;
- беседы с учащимися и родителями, индивидуальные консультации.
План-сетка воспитательной работы по направлениям
№
Форма и направленность воспитательного мероприятия
п/п
Мое Отечество:
1
Участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Города
2
Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства.
«Квест Победы», участие в мероприятиях Центра Историко3
культурного наследия г. Челябинска.
Мой образ жизни:
Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
4
– городские, областные, всероссийские и международные
5
Международный день музыки, беседа, викторина
Участие в концерте «Рождественский блюз» городского проекта
6
«Бэби джаз»
7
Всероссийская неделя музыки, участие в мероприятиях, концертах
8
Участие в акции ЧОУНБ «Библионочь»
9
Участие в праздновании Дня Славянской письменности
Моя семья:
10 Концерт, посвященный Дню Матери
11 Участие в городском семейном фестивале «Музыкальная семья»
Праздничные тематические занятия, приуроченные к датам 23
12
февраля, 8 марта
13 Семейные посещения концертов в Челябинской филармонии
14 Отчетные концерты учащихся для родителей

Месяц
проведения
Сентябрь
Ноябрь
Май
В течение
учебного года
Октябрь
Декабрь
Март
Апрель
Май
Ноябрь
Декабрь
Февраль-март
В течение года
Апрель-май
19

Мое здоровье:
15 Неделя безопасности дорожного движения, беседы
13 Всероссийский урок ОБЖ
Всемирный день иммунитета, беседа о здоровом образе жизни,
14
методах укрепления иммунитета
Ранняя профориентация:
15 Посещение Рожественской программы в Детской филармонии
16 Посещение Органного зала
Беседа о профессиях, связанных с музыкой, просмотр
17
видеоматериалов

Сентябрь
Октябрь
Март
Декабрь
Согласно афише
май

20

Список используемой литературы
1.Воспитательная система: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл
развития человека, М.ЭксПо, 2013
4.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.М.:ВАКО,2009.
5. М.Казиник «Тайны гениев. Воспитание музыкой», М.:Экспо, 2011

21

Приложение 1
Контрольная работа по музыкальной грамоте для итоговой аттестации
Часть 1.
1.1. Скрипичный ключ – это…
А) Предназначен только для скрипки;
Б) Обозначает, что на 2 линии пишется нота соль первой октавы.
1.2. Басовый ключ:
А) Обозначает, что на четвертой линии пишется фа малой октавы;
Б) Обозначает, что этот ключ предназначен только для басов.
1.3. Ключевые знаки:
А) Сохраняют действие до конца произведения;
Б) Действуют только на протяжении всего такта.
1.4. Случайные знаки:
А) Сохраняют действие до конца произведения;
Б) Действуют на протяжении такта.
1.5. Два главных музыкальных лада:
А) Тон, полутон;
Б) Метр, ритм;
В) Мажор, минор.
1.6. Знак, который повышает звук на пол тона это…
А) Диез;
Б) Бемоль;
В) Бекар.
1.7. Штили:
А) У нот выше третьей линии штили пишутся вверх;
Б) У нот выше третьей линии штили пишутся вниз.
1.8. Пауза – это…
А) Знак молчания в музыке;
Б) Повторение мелодии.
1.9. Как называется фраза со слабой доли?
А) Затакт;
Б) Размер;
В) Акцент.
1.10. Тактовая черта:
А) Ставится перед слабой долей;
Б) Ставится в конце такта.

22

1.11. Длительности:
А)
Б)
1.12. Длительности:
А)
Б)
1.13. Дирижирование на

1.14. Дирижирование на

1.15 Дирижирование на

1.16. Устойчивые звуки:
А) I, III, V;
Б) II, IV, VI, VII.
1.17. Устойчивые звуки в ля миноре:

1.18. Устойчивые звуки в си миноре:

1.19. Разрешение неустойчивых звуков в ми миноре (гармоническом):

23

1.20. Гармонический минор:
А) Повышается VI ступень;
Б) Повышается VII ступень.
1.21. Мелодический минор (движение вверх):
А) Повышается VI и VII ступень;
Б) Повышается VI ступень.
1.22. Порядок появления диезов:

1.23. Порядок появления бемолей:

1.24. Ключевые знаки в фа мажоре:

1.25. Ключевые знаки в соль миноре:

1.26. Параллельные тональности – это…
А) Одинаковые ключевые знаки, но разные тоники;
Б) Разные ключевые знаки, но одинаковые тоники.
1.27. Параллельные тональности:
А) Соль мажор – ми минор:
Б) Соль мажор – до минор.
1.28. Параллельная тональность к ре мажору:
А) Ми минор;
Б) Си минор.
1.29. Интервал – это…
А) Несколько звуков;
Б) Сочетание двух звуков.
24

1.30. Как называется интервал, охватывающий 4 ступени:
А) Терция;
Б) Кварта;
В) Квинта.
1.31. Большая секунда от звука ре:

1.32. Большая терция от звука ми:

1.33. Чистая квинта от соль:

Часть 2.
2.1. Постройте 3 вида минора в тональности ми минор.

2.2. Определите
ступени.

тональность

и

запишите

мелодию,

используя

данный

ритм

и

2.3. Определите размер.

2.4. Расставьте тактовые черточки, и транспонируйте в тональность До мажор.

2.5. Постройте интервалы от разных звуков.
25

26

Часть 3
3.1. Досочините 3 варианта ритмического рисунка к данным словам.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».