Дизайнер (с)

Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru

Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Дизайнер»
Адаптированная программа
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 7–10 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Разработчик:
Блинова Вера Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Челябинск 2024

СО Д Е РЖ АН И Е
С.

1.1.

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

5

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

1.3.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

6

1.3.2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ (содержание тем)

7

1.

1.4.

4
4

Тема 1. Вводное занятие. Вводное занятие. Техника безопасности.
Инструктаж по противопожарной безопасности.
Тема 2. Входная диагностика

7

Тема 3. Материалы и инструменты, необходимые для работы

7

Тема 4. Технология выполнения швов

7

Тема 5. Изготовление игрушек из ткани и меха. Плоские и полуобъёмные
игрушки из ткани и меха

7

Тема 6. Промежуточная диагностика

8

Тема 7. Инструктаж по кибербезопасности

8

Тема 8. Изготовление простых изделий из бисера.

8

Тема 9. Изготовление цветов из бисера

8

Тема 10. Текстильная, народная кукла

8

Тема 11. Изготовление сувениров

8

Тема 12. Итоговая диагностика

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10

7

2.

РАЗДЕЛ № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

11

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

11

2.4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

12

2.5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

13

2.5.1.

Методы реализации программы

13

2.5.2.

Методические материалы

14

2.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

2.6.1.

Нормативно-правовые акты

15

2.6.2.

Список литературы, рекомендуемой педагогам

15

2.6.3.

Список литературы, рекомендуемой детям

16

2.6.4.

Электронный ресурс (яндекс.диск Блиновой В.Н.)

17

2

3.
4.

РАЗДЕЛ № 3 Рабочая программа воспитательной деятельности
Приложение 1.
Примерный календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год
(утвержден заместителем Министра просвещения РФ Д.Е. Грибовым)

18

31

3

1.

РАЗДЕЛ № 1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (общая характеристика программы):
 Направленность программы – художественная.
 Актуальность программы – образовательная программа «Дизайнер» отражает
общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных
техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративноприкладного искусства. Через приобщение детей к различным видам рукоделия
оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего
простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Это и
её важность в формировании и развитии творческих способностей учащихся; в их
эстетическом воспитании, привитии трудолюбия и усидчивости; в обеспечении
взаимодействия и сотрудничества педагогов, родителей и детей в различных
направлениях деятельности объединения "Дизайнер".
 Отличительные особенности программы – в ходе освоения настоящей программы
(ДОП) обучающиеся знакомятся с основами художественного творчества, получают
первоначальные знания швейного дела на простых изделиях из ткани, меха, бисера.
Работа по изготовлению мягких игрушек является, как бы, продолжением детства и
плавным переходом к созидательному труду, формирует понимание раскроя ткани,
создаёт представление о процессе изменения плоских фигур в объёмные, о
геометрических закономерностях такого превращения. При изготовлении
традиционных народных текстильных кукол дети изучают историю народов России,
обращаются к фольклору, изучают национальные традиции. Использование бисера,
как в отделке изделий, так и при изготовлении простых бисерных изделий, позволяет
развивать моторику, художественный вкус, сочетание цвета. Вырабатывает навыки
простейшего конструирования плоских, а в дальнейшем и сложных объёмных фигур
на основе подбора составляющих элементов различной конфигурации (бисер,
стеклярус и т.д.). Программа «Дизайнер» стартового уровня постепенно знакомит
детей со всеми элементами технологии работы с тканями, последовательно
приближает учащихся к обладанию навыками работы со всеми инструментами
швейного дела, системно поддерживает постоянный интерес к результату такого
труда. Каждый учащийся и на каждом занятии завершает своё простое изделие.
Дома ученик демонстрирует изделия своим близким и испытывает радость от
достигнутого, в итоге стремится делать более сложные вещи. А для этого
программой предусмотрено последовательное усложнение заданий и получение
новых умений и навыков.
Настоящая программа состоит из нескольких модулей, отдельных самостоятельных
тем, последовательность изучения которых может быть легко изменена педагогом,
исходя из поставленных перед ним целей и задач, например, в связи с повышенным
интересом детского коллектива к той или иной теме, или в связи с необходимостью
у ребёнка сделать своими руками подарок близким. Модульный принцип
обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность построения ДОП, позволяя
педагогу обеспечивать качество освоения программы обучающимися, в том числе на
основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Программа «Дизайнер» разработана на основе прежних программ объединения
«Дизайнер», по которым получены положительные результаты в течение 24 лет.
Характерной особенностью настоящей программы является включение в
информационное и дидактическое обеспечение по каждой теме, по каждому занятию
специально подготовленных видеороликов по технологии выполнения конкретных
работ.
 Адресат программы – программа рассчитана на детей в возрасте от 07 до 10 лет, без
4

каких-либо ограничений, в том числе для детей с ОВЗ (требуется наличие справки от
педиатра); возрастные особенности значения не имеют, при наличии интереса,
обучать можно и в более раннем возрасте, т.к. обучение строится по принципу
постепенности, от простого к сложному. Важен круг интересов, включающий
желание научиться делать текстильные вещи своими руками.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на 1 год
обучения, составляет 144 часа. Данное количество часов определяется содержанием
и прогнозируемыми результатами программы, являющихся необходимыми для её
освоения.
Форма организации образовательного процесса – обучение очное, занятия
групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают лекции, практические занятия, выполнение самостоятельной
работы, выставки, творческие отчеты, мастер-классы, выездные тематические
занятия.
Срок освоения программы – один учебный год, 36 учебных недель. Срок определён
её содержанием, обеспечивает возможность после выпуска приступить к освоению
программы «Дизайнер» базового уровня.
Режим занятий – периодичность: 2 раза в неделю, продолжительность занятий: одно
занятие – 2 часа.








1.2.
Цель:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Выявление и развитие у обучающихся способностей и интереса к
художественному и декоративно-прикладному творчеству, обеспечение прав
детей на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

Задачи:


личностные − формирование общественной активности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения;



метапредметные – развить мотивацию к занятиям художественным творчеством,
с использованием различных материалов и техник.



образовательные (предметные) – ознакомить с основами работы с текстильными
и отделочными материалами, обучить делать простые вещи своими руками.

5

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Теория

Название раздела
Всего

№
п/
п

Практика

Количество
часов

1.

Вводное занятие. Техника
безопасности. Инструктаж
по противопожарной
безопасности.

2

2

2.

Входная диагностика

2

1

3.

Материалы и инструменты,
необходимые для работы

2

1

1

4.

Технология выполнения
швов

2

1

1

5.

Изготовление игрушек из
ткани и меха

38

10

28

6.

Промежуточная
диагностика

2

1

1

7.

Инструктаж по
кибербезопасности.

2

2

8.

Изготовление простых
изделий из бисера

22

4

18

9.

Изготовление цветов из
бисера

34

8

26

10.

Текстильная, народная
кукла

24

3

21

11. Изготовление сувениров

12

3

9

12. Итоговая диагностика

2

-

2

144

36

108

Всего:

1

Формы
организации
занятий

Формы аттестации
(контроля)

Беседа

Тестирование

Беседа

Просмотр и
обсуждение
выполнения правил

Консультация,
практическое
занятие
Консультация,
практическое
занятие
Практические
занятия
Беседа
Практическое
занятие

Просмотр и
обсуждение
выполненных швов
Конкурс на лучшую
работу

Беседа

Собеседование

Консультация,
практические
занятия
Консультация,
практические
занятия
Консультация,
практические
занятия
Консультация,
практические
занятия
Практическое
занятие

Наличие материала
и приспособлений

Тестирование

Конкурс на лучшую
работу
Конкурс на лучшую
работу
Конкурс на лучшую
работу
Конкурс на лучшую
работу
Диагностическая
карта

6

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ)
Тема 1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструктаж по противопожарной
безопасности. (2 ч.)
Цель: обеспечение безопасности на занятиях. Правила внутреннего распорядка учебного
кабинета. Общие правила выполнения безопасных приёмов труда, санитарии и
гигиены. Инструктаж по противопожарной безопасности.
Теоретические сведения: викторина.
Информационное и дидактическое обеспечение: методический материал для проведения
викторины, (видео).
Формы подведения итогов: обсуждение выполнения правил техники безопасности. Учебная
эвакуация.
Ожидаемые результаты: отсутствие травм на занятиях.
Тема 2
Входная диагностика (2 ч.)
Цель: знакомство с детьми; разъяснение понятия о декоративно-прикладном творчестве;
планирование проведения занятий; предъявляемые требования к работам учащихся;
дежурство и порядок работы в объединении. Тестирование имеющихся у детей
знаний, умений и навыков по дисциплине.
Теоретические сведения: беседа.
Информационное и дидактическое обеспечение: выставка работ учащихся прошлых лет.
Формы подведения итогов: тестирование.
Ожидаемые результаты: входная диагностика.
Тема 3.
Материалы и инструменты, необходимые для работы (2 ч.)
Цель: ознакомление с видами тканей, инструментами, их характерными особенностями и
свойствами. Используемые материалы, их цветосочетание. Формирование набора для
работы в течение учебного года.
Теоретические сведения: консультация.
Практическая работа: порядок расположения инструментов на рабочем столе. Правила
работы с инструментами их хранение, передача другому лицу.
Информационное и дидактическое обеспечение: презентация «Материалы и инструменты».
Формы подведения итогов: игра.
Ожидаемые результаты: подготовленность детей для последующих занятий.
Тема 4.
Технология выполнения швов (2 ч.)
Цель: обучить выполнять ручные швы, умению сшивать лоскуты тканей, предназначению
каждого вида швов.
Теоретические сведения: изучение и усвоение ручных швов позволяет вносить разнообразие
в оформление изделий из ткани.
1.
Шов "вперёд иголку" и его варианты.
2.
Разнообразные швы "вперёд иголку" с перевивами.
3.
Шов через край.
4.
Шов "назад иголку".
5.
Шов петельный и его варианты и др.
Практическая работа: усвоение ряда правил и приёмов, отмеривание ниток, завязывание
узелка, закрепление конца ниток на ткани; обучение швам осуществляется на образцах или
при выполнении тех или иных изделий.
Информационное и дидактическое обеспечение: образцы швов, рисунки, методическое
пособие, (видео).
Формы подведения итогов: просмотр и обсуждение выполненных работ.
Ожидаемые результаты: умение применять различные швы для изготовления изделий.
Тема 5.

Изготовление игрушек из ткани и меха. (38 ч.)
Плоские и полуобъёмные игрушки из ткани и меха (10 ч.)
Цель: формирование навыков выполнения швов на простых плоских изделиях.
7

Теоретические сведения: обучение подбору материала и подготовке его к работе,
особенностям кроя; знакомство с этапами изготовления игрушек; размещение набивочных
отверстий; секреты оформления мягкой игрушки.
Практическая работа: пошив простейших изделий: закладка для книги; игольница
«Шляпа»; плоская игрушка «Совушка»; пальчиковые игрушки; плоская игрушка по выбору.
Информационное и дидактическое обеспечение: образцы швов, рисунки, методическое
пособие, образцы изделий, (видео).
Формы подведения итогов: просмотр и обсуждение игрушек.
Ожидаемые результаты: умение применять различные швы для изготовления изделий.
Тема 6
Промежуточная диагностика (2 ч.)
Цель: Тестирование у детей знаний, умений и навыков по дисциплине полученных за первое
полугодие текущего учебного года.
Теоретические сведения: беседа.
Информационное и дидактическое обеспечение: выставка работ учащихся.
Формы подведения итогов: тестирование.
Ожидаемые результаты: Материалы промежуточной диагностики.
Тема 7.
Инструктаж по кибербезопасности (2 ч.)
Цель: Предоставить детям необходимую информацию о возможных негативных
последствиях от контактов с неизвестными лицами в сети Интернет. Угрозы
социальных сетей. Способы предупреждения возможных проблем для себя и близких
людей.
Теоретические сведения: беседа.
Информационное и дидактическое обеспечение: материалы комитета по образованию,
рекомендации подразделении «К» ГУВД МВД РФ.
Формы подведения итогов: обсуждение.
Ожидаемые результаты: Безопасность детей при пользовании Интернет.
Тема 8.
Изготовление простых изделий из бисера. (22 ч.)
Цель: ознакомить детей с материалами и инструментами для работы с бисером.
Теоретические сведения: история появления бисера, рассмотрение схем для плетения,
правила подбора материала по цвету, сочетание цвета в изделиях.
Практическая работа: организация рабочего места.
Информационное и дидактическое обеспечение: альбом с образцами изделий из бисера;
схемы, образцы бисера и готовых изделий, (видео).
Формы подведения итогов: наличие материала и приспособлений на рабочем месте.
Ожидаемые результаты: готовность к занятиям по работе с бисером.
Тема 9.
Изготовление цветов из бисера (34 ч.)
Цель: научить детей изготовлению цветов из бисера по предлагаемой схеме, правильно
подбирать цвет и материалы.
Теоретические сведения: знакомство с видами низания и техникой плетения бисера:
игольчатое, петельное, дуговое.
Практическая работа: изготовление цветов на проволоке: «Ромашка», плетение листочков
«Лилия», «Фиалка», «Вазочка с цветами», маленькое «Бисерное дерево», «Мимоза»,
«Ландыш».
Информационное и дидактическое обеспечение: буклеты схем изделий из бисера; образцы
готовых изделий, (видео).
Формы подведения итогов: просмотр работ; конкурс на лучшую работу.
Ожидаемые результаты: умение самостоятельно делать простые украшения, сувенирыцветы из бисера.
Тема 10.
Текстильная, народная кукла (24 ч.)
Цель: изучение народной текстильной тряпичной куклы, народных костюмов.
Формирование уважения к истории, изменение отношения к прошлому нашего
8

Отечества, обеспечение целей духовного развития.
Теоретические сведения: беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ
образцов народной игрушки – связь материала и формы; технология изготовления
тряпичных народных кукол-закруток.
Практическая работа: практические занятия «Птичка», «Зайчик на пальчик», «Зайчик из
флиса», «Жаворонок», «Стрекозка», «Кувадка», «Отдарок на подарок», «Подорожница»,
«Пеленашка», «Сорока», «Котик из квадрата ткани», «Петушок из квадрата ткани».
Информационное и дидактическое обеспечение: видеоролики по технологии изготовления
конкретных кукол, игрушек; методические разработки, образцы изделий.
Формы подведения итогов: просмотр работ; конкурс на лучшую работу.
Ожидаемые результаты: способность изготовить кукол, готовые изделия.
Тема 11.
Изготовление сувениров (12 ч.)
Цель: научить применению освоенных техник в одной работе, в изготовлении сувенира.
Теоретические сведения: предназначение сувениров, закономерности восприятия, значение
цвета и композиции, изготовление сувениров с использованием различных техник.
Практическая работа: изготовление сувениров: брелок «Пушистик», футляр для телефона
«Мишка», игрушка «Ёжик».
Информационное и дидактическое обеспечение: образцы изделий, видеоролики.
Формы подведения итогов: просмотр работ; конкурс на лучшую работу.
Ожидаемые результаты: умение самостоятельно делать простые сувениры, готовые
изделия.
Тема 14.
Итоговая диагностика (2 ч.)
Цель: подведение итогов работы за год.
Практическая работа: тестирование.
Информационное и дидактическое обеспечение: методика диагностики в объединении.
Формы подведения итогов: Диагностическая карта.
Ожидаемые результаты: завершённый тест.

9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидается, что в процессе обучения дети:
 успешно освоят настоящую образовательную программу;
 будут участвовать в общегородских и региональных мероприятиях не менее 10%
обучающихся;
 также ожидается, что часть из них войдут в число победителей и призёров
мероприятий;
 предполагается, что из числа учащихся стартового уровня программы «Дизайнер» не
менее 80% продолжат обучение в объединении.
Планируется, что обучение повлияет на следующие характеристики:
 компетенции и личностные качества учащихся – в части формирования
общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения;
 метапредметные – развитие мотивации к занятиям художественным творчеством, с
использованием различных материалов и техник;
 образовательные (предметные):
 наличие упорядоченных знаний в области декоративно-прикладного искусства;
 умение справляться с работой под контролем педагога;
 навыки изготовления простых изделий по изучаемым темам.

10

РАЗДЕЛ № 2

2.

2.1.
2.2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 Кадровые условия для реализации программы
Педагог дополнительного образования высшей категории МБУДО ЦВР
«Радуга» г. Челябинска Блинова Вера Николаевна, педагогический стаж 26 лет.


Раздел
№

Материально-технические условия для реализации программы

Название раздела

Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы
(в расчете на группу из 15 чел.)
Занятия проходят в помещениях МБОУ СОШ №151, ОЦ-1,
соответствующих нормам СанПиН, где имеются все
необходимые материалы и оборудование: столы, стулья,
инструменты для влажно-тепловой обработки тканей, утюг,
ткани, нитки, наперстки, иголки, ножницы, наполнитель
изделий, карандаши, ручки, бумага, в расчете на количество
обучающихся.
Инструкции по технике безопасности.

1.

Вводное занятие. Техника
безопасности. Инструктаж по
противопожарной
безопасности.

2.

Входная диагностика

3.

Материалы и инструменты,
необходимые для работы

4.

Технология выполнения швов

5.

Изготовление игрушек из
ткани и меха

Мех и ткань, инструменты.

6.

Промежуточная диагностика

Материалы диагностики

Инструктаж по
кибербезопасности.
Изготовление простых
изделий из бисера
Изготовление цветов из
бисера

Материалы комитета по образованию, рекомендации
подразделений «К» ГУВД МВД РФ.
Альбом с образцами изделий из бисера; схемы, образцы
бисера и готовых изделий, (видео).
Буклеты схем изделий из бисера; образцы готовых изделий,
(видео).
Видеоролики по технологии изготовления конкретных
кукол, игрушек; методические разработки, образцы
изделий.

7.
8.
9.

Материалы диагностики
Наличие инструментов: швейная машина, утюг, ножницы,
нитки, ткани, мел, булавки, иголки, напёрсток. Образцы
материалов.
Ткань, иголки, нитки, ножницы, напёрсток, образцы швов,
схемы.

10.

Текстильная, народная кукла

11.

Изготовление сувениров

Образцы изделий, видеоролики.

12.

Итоговая диагностика

Диагностическая карта.

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы контроля отражены в Учебно-тематическом плане по каждой теме, а также в
календарном графике (Приложение 1).
Работа детей фиксируется в виде фото-отчётов, которые выставляются на всеобщее
обозрение в объединении, и публикуются в социальных сетях.
Процесс обучения фиксируется в журнале работы педагога (сетевой город).
Результаты образовательной деятельности отражаются в аналитических материалах,
диагностической карте, ежегодно составляемой по итогам учебного года, в объединении
существует постоянно действующая выставка детских работ и образцов изделий. Ученики
участвуют в составлении методических разработок, участвуют в фестивалях и конкурсах
различного уровня, в том числе областных и общероссийских.
11

По окончании обучения выпускники получают удостоверения с указанием освоенных
знаний и умений. Основным подтверждением качества подготовки по стартовой программе
«Дизайнер» является желание продолжить обучение в объединении по базовой
дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Дизайнер».
2.4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Результативность обучения отслеживается трижды в течение года на основе материалов,
специально подготовленных для мониторинга способностей, знаний, умений и навыков,
получаемых в процессе обучения по настоящей программе.
Кроме этого обеспечивается текущий (повседневный) и периодический контроль
результативности обучения. Периодичность обусловлена графиками проведения
обязательных конкурсов и выставок декоративно-прикладного творчества, проводимых в
системе образования.
Основным критерием результативности работы является желание учащихся продолжить
обучение в объединении по базовой дополнительной общеразвивающей образовательной
программе «Дизайнер».

Умения

Знания

Составляющие обучения

Методика диагностики, объединение «ДИЗАЙНЕР» (мониторинг)

Уровни оценки

Недостаточный (Н)
Отсутствуют
упорядоченные знания в
области декоративноприкладного искусства.

Достаточный (Д)
Наличие упорядоченных
знаний в области
декоративно-прикладного
искусства.

Не знает основных
приёмов, техники,
технологии изготовления
изделий по изучаемым
темам.

Знает основные приёмы,
технику и технологию
изготовления изделий по
изучаемым темам.

Не знает техники
безопасности работы с
материалами и
инструментами. Нуждается
в контроле со стороны
педагога.
Нет способности быстро
сформировать свой
мыслеобраз.
Нуждается в постоянной
помощи педагога, этапы
работы требуют
многократного повторения.

Знает правила техники
безопасности работы с
материалами и
инструментами. Нуждается
в контроле со стороны
педагога.
Мыслеобраз формирует,
опираясь на образец,
наглядное пособие.
Нуждается в развёрнутом и
постепенном выполнении
всех
действий, операций. С
работой справляется под
контролем педагога.

Оптимальный (О)
Знания в области
декоративно-прикладного
искусства
систематизированы.
Знает основные приёмы,
технику и технологию
изготовления изделий по
изучаемым темам.
Проявляет интерес к
дополнительной
информации.
Знает правила техники
безопасности работы с
материалами и
инструментами. Не
нуждается в контроле со
стороны педагога.
Быстро создаёт свой
мыслеобраз будущего
изделия.
В постоянной помощи
педагога не нуждается.
Самостоятельно
воспроизводит
последовательность всех
этапов работы.
12

Навыки

Нарушены пропорции
воспроизведения
наблюдаемых вещей.
Образы исполняемых
изделий безлики - создаёт
искажённые копии образца.

Соблюдает пропорции, но
не умеет работать без
помощи педагога.
Умело копирует образец.

Навыков не имеет.

Может изготовить изделие
по изучаемым темам.

Нет способности работать
без образца.

Пользуется образцом для
создания копий изделий на
основе своих мыслеобразов.

Отсутствуют навыки
работы с материалами и
инструментами.

Обладает достаточными
навыками работы с
различными материалами и
инструментами.

Пропорции выдержаны,
может завершить работу
самостоятельно.
При работе по образцу
стремится внести что-то
своё.
Может изготовить любое
изделие по изучаемым
темам.
Вносит в изделие свои
дополнения на основе
сформированного личного
мыслеобраза.
Отличные навыки работы с
материалами и
инструментами.

Диагностическая карта объединение «ДИЗАЙНЕР»
Знания
Умения
Навыки
Участие в Личное
Творческие
№ Ф.И.О
коллективн участие
Коне
Коне
Коне
.
достижения
в
п/ ребёнк Начал
ых
Начал
Начал
(наличие грамот,
ц
ц
ц
выставк
п
выставочн
о
года
о
года
о
года
а
дипломов)
года
года
года
ах
ых работах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
О – оптимальный
Д – достаточный
Н – недостаточный
Результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту наблюдений, а затем в общую
карту группы.
По итогам диагностики обучающимся, показавшими недостаточный уровень освоения
материала программы оказывается необходимая помощь, проводится коррекция.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
2.5.1. Методы реализации программы:
 Словесные: лекции, беседы, дискуссии, консультации.
 Наглядные: просмотр образцов изделий.
 Практические: изготовление изделий.
 Метод поэтапного обучения.
 Метод привлечения индивидуального опыта ребёнка.
 Индивидуальная и коллективная работа.
 Метод сравнения (подведение итогов на каждом занятии).
13

 Метод обсуждения результатов труда.
Исключительно в целях получения качественного результата практические работы
преобладают над теоретическими занятиями. В то же время, вопросы теории многократно
повторяются фрагментарно на каждом практическом занятии. Такой процесс обучения
просто немыслим без качественного методического обеспечения по каждой теме изучаемого
курса.
В этих целях подготовлены специальные методические пособия (присутствуют в описании
тем), также указано и дидактическое обеспечение программы.
2.5.2.


















Методические материалы
Инструкции по охране труда (ИОТ- 028, 001, 002, 003, 004).
Техника выполнения ручных швов
"Изготовление игрушек-медведей»
«Мягкая игрушка своими руками»
Альбом выкроек мягкой игрушки
"Изготовление народных кукол"
«Народные куклы»
Текстильные, народные куклы
▫ «Птичка»
▫ «Зайчик на пальчик»
▫ «Зайчик из платка»
▫ «Зайчик из флиса»
▫ «Жаворонок»
▫ «Стрекозка»
▫ «Кувадка»
▫ «Отдарок на подарок»
▫ «Подорожница»
▫ «Пеленашка»
▫ «Сорока»
▫ «Котик из квадрата ткани»
▫ «Петушок из квадрата ткани»
Объёмные игрушки из фетра:
▫ Игрушка-брелок «Зайка»
▫ «Звездочка»
▫ «Волшебная бабочка»
▫ «Кошечка»
▫ «Сердечко»
▫ «Цыплёнок»
▫ «Мишутка»
Объемные игрушки из меха:
▫ «Сова»
▫ «Птичка»
▫ «Собачка»
▫ «Мячик»
▫ «Вишенка»
▫ «Пушистик»
«Бисероплетение»
Схемы бисероплетения: «С новым годом», «Домашние животные», «Дикие
животные»
Изготовление простых изделий из бисера:
▫ «Рыбка, ракушка»
14

▫ «Стрекозка»
▫ «Зайчик»
▫ «Ёлочка»
▫ «Снеговик
▫ «Снегурочка»
▫ «Дед мороз»
▫ «Снежинка»
▫ «Ангелочек»
▫ «Колокольчик»
 «Бисероплетение – изготовление цветов»
 Изготовление цветов из бисера:
▫ «Ромашка»
▫ Плетение листочков
▫ «Лилия»
▫ «Фиалка»
▫ «Вазочка с цветами»
▫ «Бисерное дерево»
▫ «Мимоза»
▫ «Ландыш»
 Изготовление сувениров
▫ Брелок «Пушистик»
▫ Футляр для телефона «Мишка»
▫ Игрушка «Ёжик»
Подготовленные методические рекомендации, пособия, презентации, видео
проведённых открытых уроков, схемы, лекала, выкройки и иные материалы опубликованы в
сети интернет, всего126 файлов (ссылка: https://yadi.sk/d/WapJtmlLRCQHMQ)
2.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.6.1. Нормативно-правовые акты
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015
 Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей (утв. на заседании Научно-методического совета по дополнительному
образованию детей Минобразования РФ 3 июня 2003 г.)
 Письмо Минобразования и науки РФ департамент молодёжной политики, воспитания
и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О ПРИМЕРНЫХ
ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ.
 МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ
ПРОГРАММ (ПРОЕКТ), Москва 2015
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительному образованию» от 29.августа
2013г. № 1008
2.6.2.




Список литературы, рекомендуемой педагогам
Инструкции по охране труда (ИОТ- 028, 001, 002, 003, 004, ИОТ-051).
Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП. – Москва, 2015
Огерчук Л.Ю. Программа по обучению технологии. 1-4 классы: Обработка
материалов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 32 с. («Школа и производство.
15













Библиотека журнала» вып. 15).
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразовательных школ и внешк. Учреждений. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение,1990.- 176 с.: ил.
Чернякова В.Н., Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9:
Кн. Для учителя/В.Н. Чернякова. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.: ил.
Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. - 232 с., ил.
Промышленная технология поузловой обработки специальной одежды / Чубарова
З.С., Рощупкина А.В., Репина З.Д., и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и
пищевая пром-сть, 1983. - 120 с.
Козлов В.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕНСКОГО ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ В ПОЛОСКУ
1961 г. Изд. № 3073 Типография № 7 УПП ЛСНХ г. Ленинград, Ф-68.
Гриншпан И.Я. Конструирование брюк и жилетов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Легпромбытиздат, 1988. – 96 с.: ил. – (Библиотечка мастера службы быта).
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. –
М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
С.С. Савчук, "Выразительная речь. Выразительное чтение", ЧИПКРО – 1999 г.
Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. для
воспитателя дет. сада/ Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станкевич-Кастори. – М.:
Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987. – 287 с.: ил.
Украшения из бисера с элементами объёмных цветов / Вирко Е.В. – М.: Эксмо, 2012.
– 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия. Бисер).
Рукоделие : энциклопедия / Д.В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007. – 158, [2] с.: ил.

2.6.3. Список литературы, рекомендуемой детям
 С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений /Российская АН; Российский фонд культуры; - 2 изд.,
испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. -928 с.
 Энциклопедия для девочек – СПб, ТОО «РЕСПЕКС», 1994. – 516 с., илл.
 Современная энциклопедия для девочек / Авт. – сост. Н.М. Волчек. – Мн.:
Литература, 1997. – 672 с.
 Настольная энциклопедия для девочек. О красоте и здоровье / Авт.-сост. Н.М. Волчек.
– Мн.: Современный литератор, 1999. – 704 с.
 Домашняя академия. В 2-х книгах (составитель М.В. Бакиев). – Уфа-1991. – 416 с., ил.
 Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 6 кл. сред. шк./А.К. Бешенков, Е.В.
Васильченко, А.И. Воловиченко, и др.; Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. – М.:
Просвещение, 1989. 224 с.: ил.
 Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. Пособие для
учащихся 7-8 кл. / М.: Просвещение, 1985. – 224 с., ил.
 Технология: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных сельских школ
/Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 128 с.: ил.
 Т.Г. Иванова, Н.В. Матяж, Н.А. Семенович, Н.В. Синица, М.В.Хохлова, В мастерской
технологий: Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 2 класса сельских школ /
Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. – 48 с.: ил.
 В мастерской технологий: Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 2 класса
сельских школ / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. – 48 с.: ил.
 Лаинг Дж. Фабрика мягких игрушек / Дж. Лаинг; Пер. с англ. И.В. Байбуртян. –
Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 124 с.: ил., [8] л. ил. – (Hand-Made)
 Гусакова М.А. Аппликация. Учеб. пособие для учащихся педучилищ по
специальности 2002. М., «Просвещение», 1977. 176 с. с ил.
 Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для
16






























воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство./М.: Изд-во Эксмо, 2005.–192 с., илл.
Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.: ООО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.:
«Паритет», 2006. – 240 с. + вкл.
Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.:
«Паритет», 2005. – 136 с., ил.
Нанн, Дж., История костюма, 1200-2000 / Джоан Нанн, пер. с англ. Т. Супруновой. –
М.: Астрель: АСТ, 2005. – 343, [1] с.
Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 240 с.
Фалалеева Л. Моё суженое, моё ряженое…- Киров: КОГУП «Кировская областная
типография», 2004. – 144 с., ил.
Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.: ил.
Совцова Л.А. Техника «Церковные окна». – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.–32с.
Дроздова О.Е. ПЭЧВОРК. Орнаменты и изделия.М.: «Мода и рукоделие», 2001.–64с.
Морозова Е.И., Квилт — картины из лоскутов / Е.И. Морозова. – М.: 000
«Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004 — 78у [2] с ил. – (Секреты мастера)
Кулер Д. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни / Пер. с англ.
Ю.К. Рыбаковой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 112 с.: ил.
Снегирева А. Кукольное ателье. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.–480с. Серия
«Советы золушки»
О.А. Тушнова ДЕЛА "ШИТЕЙСКИЕ", Сделай сам, Подписная научно-популярная
серия, Изд. «Знание» Москва 1990, № 4
Бойко А.П., Маслова Л.А. Учитесь шить сами. – 2-е изд. – К.: Реклама, 1986. – 144 с. 8
л. ил.: - (В пер.): 1 р. 50 к., 75000 экз.
Воротилова Т.Е. и др., Для тех, кто шьёт /Т.Е. Воротилова, А.И. Владимирова, Л.А.
Воротилова. - 2-е изд. - Рига: Авотс, 1990.- 158с.: ил.
Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д., Технология: Учебник
для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.
«Вентана-Граф», 1998. – 256 с.
Чернякова В.Н., Технология обработки ткани: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват.
Учреждений.- 3-е изд. М.: Просвещение, 2000.-191с.:ил.
Как чему-то научиться. Издательство NEW ERA Publications International ApS, Store
Kongensgade 55, 1264 Copenhagen K, Denmark, 1994.
Руководство по основам обучения. Напечатано в Дании издательством NEW ERA
Publications International ApS, Store Kongensgade 55, 1264 Copenhagen K, Denmark,
1994.
Митителло К.Б., Мягкая игрушка по правилам и без /- М.: Эксмо, 2007 – 64 с.
Как шить красиво. Перевод О. Максименко, ООО «Издательство Астрель», 2007.
Фигурки из бисера / Шнуровозова, Т.В. – Ростов-на-Дону, Издательский дом
«Владис», 2011 – 288 с.
Подарки из бисера / Елена Золотарёва. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 176 с.
Бисер для детей: Игрушки и украшения. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.: Валери
СПД, 2001. – 176 с.
Фигурки из бисера / авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2008.- 144 с.: ил.
Подарки из бисера / Елена Золотарева. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 176 с.: цв. ил.
Объёмные цветы из бисера : пошаговые мастер-классы для начинающих / Елена
Вирко. – Москва : Эксмо, 2014. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия).

2.6.4. Электронный ресурс (яндекс.диск Блиновой В.Н.)
 https://yadi.sk/d/WapJtmlLRCQHMQ
17

3.

РАЗДЕЛ № 3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска»

Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.

Рабочая программа воспитательной деятельности
дополнительной общеразвивающей модульной программы
«Дизайнер»
Возраст обучающихся: 07–10 лет
Срок реализации: учебный год
Разработчик:
Блинова Вера Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Челябинск 2024

18

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
«Дизайнер» для реализации в детском объединении «Дизайнер» (возраст обучающихся 07-10
лет) с целью организации воспитательной работы обучающихся.
Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется внутри
выбранной ребёнком или его родителями (законными представителями) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Материал программы представляет собой базисный минимум воспитательной работы,
может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных
образовательных потребностей детей.
Цель программы: формирование и развитие, у обучающихся детей, системы
нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их
личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести;
ответственности, чувства долга;
- развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности;
инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
- воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
- приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства, уважения
прав человека, гражданственности и патриотизма.
Актуальность программы обусловлена требованием Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе
включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями
самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу.
В результате такого подхода создается воспитательная среда, уникальная для
направленности образовательной деятельности данного объединения.
Режим занятий по программе включает в себя проведение педагогом
дополнительного образования воспитательных мероприятий с учётом значимых
календарных дат и рекомендаций органов управления образованием, осуществляемых
непосредственно в процессе изучения тем учебного плана в виде бесед, обсуждений,
игровых перерывов и т.п.
Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы
рекомендовано активизировать деятельность обучающихся детей в части их участия в
организационно-массовой работе, в мероприятиях городского календаря образовательных
событий.
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием является
19

соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям, задачам и
основным направлениям и принципам воспитательной работы, психофизиологическим
особенностям обучающихся.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой «Дизайнер», адресатом которой являются обучающиеся 1014 лет. На данном образовательном уровне, главной целью является развитие личностных
качеств обучающихся детей, воспитательный процесс в творческом объединении направлен
на выработку потребностей к учебно-познавательной, трудовой, творческой, социальной
деятельности, развитию собственной личности – саморазвитию, их дальнейшую
социализацию – адаптацию к жизни в обществе и осознание необходимости взаимодействия
с ним, выработка социально-активной позиции личности. Формирование и развитие
этических принципов личности обучающихся, волевых способностей и личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа в МБУДО «ЦВР «Радуга» осуществляется по пяти
направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты личности
обучающихся детей.
Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании обучающихся в духе
любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами
гражданина и патриота России, способной на социально оправданные поступки в интересах
российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные
и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку
ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и
современным реалиям.
Культурологическое – осуществляется с целью приобщения обучающихся к
культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран,
общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания
благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся детей, выработки
уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных
интересов к различным культурным областям.
Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности,
развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных,
морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств —
совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия;
нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного
поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности,
послушания, доброй воли.
Экологическое воспитание – направлено на развитие у обучающихся экологической
культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и
формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей
национальной и общечеловеческой ценности.
Физкультурно-спортивное воспитание – направленно на совершенствование и
развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека,
формирование физической культуры личности, формирование осознанной потребности в
физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний,
потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для
здоровья человека, привычкам.
Принципы воспитательной работы:
Воспитательный процесс в творческом объединении строится на следующих
принципах:
- Природосообразность воспитания – основывается на научном понимании
естественных (природных) и социальных процессов, их взаимосвязи. Заключается в
20

воспитании обучающихся сообразно их психофизиологическим особенностям.
- Культуросообразность воспитания – основывается на общечеловеческих
ценностях, с учетом особенностей и традиций национальных и региональных культур.
Заключается в воспитании обучающихся детей в соответствии с принятыми
социокультурными, морально-этическими нормами.
- Целенаправленность воспитания - заключается в организации воспитательного
процесса, педагогических взаимодействий, влияний и воздействий сообразно поставленным
целям и задачам.
- Гуманистическая направленность воспитания – заключается в соответствии
воспитательной деятельности тенденциям развития общества, педагогики и образования при
реализации задач формирования и развития личности обучающихся детей. Включает в себя
отражение идей гуманизма при организации и проведении воспитательных мероприятий.
- Централизация воспитания на развитие личности – воспитательный процесс
направлен на помощь обучающимся детям в становлении, обогащении и совершенствовании
их человеческой сущности, развитии личности.
- Принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учете педагогом
дополнительного образования экономических, демографических, социальных, экологических
и других условий жизнедеятельности обучающихся детей.
Категории воспитательных мероприятий:
Проводимые воспитательные мероприятия подразделены на 3 категории, каждая из
которых направлена на реализацию поставленных настоящей программой воспитательных
задач и достижение целевых результатов:
Теоретическая (развивающая) – в данную группу входят мероприятия,
направленные на интеллектуальное развитие обучающихся детей, расширение кругозора,
изучение новых областей знаний и т.п. Теоретические мероприятия могут проводиться как
отдельные мероприятия, или могут быть частью мероприятия, имеющего как теоретическую,
так и практическую части, также теоретическое мероприятие может предварять комплексное
или практическое мероприятие.
Практическая (формирующая, корректирующая) – включает группу мероприятий
личного участия, направленных на развитие или коррекцию характеристик обучающихся.
Диагностическая (результативная) – группа мероприятий, основная задача которых
заключается в получении показателей результативности проводимых воспитательных
мероприятий с целью дальнейшей, комплексной оценки, полученных результатов и
выявления показателя эффективности реализации программы воспитательной работы в
целом по учреждению. Диагностические мероприятия проводятся в рамках практических и
теоретических занятиях в виде педагогического наблюдения, тестирования, опроса и т.д.

21

ОЖИДАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И СПОСОБЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
В качестве результативности выполнения программы воспитательной работы
рассматриваются следующие критерии:
- формируемые, посредством воспитательных мероприятий, качества личности детей,
включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их
личностное отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную
жизненную позицию;
- интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в направлениях
деятельности, реализуемых настоящей программой;
- уровень групповой сплоченности детского коллектива, психологический климат в
коллективе, степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей;
- показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей)
обучающихся и их мотивации к учебе;
- полнота освоения учебных часов, предусмотренных программой воспитательной
работы.
Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется
педагогом дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели
сравниваются с результатами педагогической диагностики обучающихся детей по состоянию
на начало учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности выполнения
программы, представленный в разделе методического обеспечения.
После получения показателей по отдельным критериям осуществляется их
суммирование (кроме показателя социальной направленности) и выводится итоговая оценка
результативности обучающегося. Итоговые оценки обучающихся складываются и
сравниваются с максимально возможной суммой таких оценок. Процентное отношение
полученных результатов к максимальной сумме индивидуальных оценок и составляет
итоговый показатель результативности выполнения программы в детском объединении.
Итоговая результативность выполнения программы в целом по учреждению
определяется путем суммирования результатов выполнения программы в каждой учебной
группе и сравнения полученного результата с максимально возможным значением
результативности.
Ожидаемые результаты
Направленность
№
Методы
воспитательной
Ожидаемые результаты
п/п
диагностики
работы
- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия,
столица России, Народ России, Семья и др.;
Гражданско1
- развить чувство любви и гордости к нашей
- Наблюдение;
патриотическое
стране, своей семье, друзьям;
- Беседа;
- развивать чувство коллективизма,
- Тестирование;
сплоченности детского коллектива;
- Опрос;
- Анализ
- сформировать представления об
участия в
окружающей природе, ее разновидностях;
мероприятии
- развивать чувство любви к природе;
2
Экологическое
- сформировать понимание необходимости
заботы о природе, бережного отношения к
ней;

22

3

4

5

- сформировать представления о моральноэтических качествах личности, об основных
нормах и понятиях этики;
- развить потребность к активной,
Духовнопознавательной деятельности, развитию,
нравственное
саморазвитию;
- сформировать устойчивые, положительные
представления о личных обязанностях,
ответственное отношение к ним;
- сформировать потребность в активной,
подвижной деятельности, здоровом образе
жизни;
Физическое
- знать правила личной и общественной
гигиены;
- развивать физические способности
обучающихся детей;
- знать основные виды учреждений культуры,
их назначение, особенности;
- знать основные виды искусств (живопись,
музыка, театральное искусство,
художественная литература, архитектура и
др.);
Культурологическое - иметь представления о национальной
культуре русского народа, и народов других
стран, правилах поведения в обществе;
- сформировать положительное отношение к
культуре и искусству;
- развить способности чувственного
восприятия предметов культуры и искусства;

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным методом изучения уровня воспитанности обучающегося является
наблюдение. Педагог наблюдает ребенка в процессе подготовки к мероприятиям программы,
во время проведения и после мероприятия. Также применяются письменный и устный опрос,
беседа, тестирование, анализ участия в мероприятии.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ
Для диагностики уровня воспитанники применяется методика М.И. Шиловой
Диагностика отражает пять основных показателей нравственной воспитанности
обучающегося:

Отношение к обществу, патриотизм.

Отношение к умственному труду.

Отношение к физическому труду.

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).

Саморегуляция личности (самодисциплина).
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся
качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг
от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы
суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).
Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние
баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет
уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

23

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом
поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических
воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще
неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется, в основном,
требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, при этом
саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется
самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная
общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и
положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной
общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо,
однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает
лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть
целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов
диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на
родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с
группой обучающихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая карта изучения уровней проявления воспитанности обучающегося
Основные отношения.
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до
Показатели
нулевого уровня)
воспитанности
Отношение к обществу
1. Патриотизм
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению
других;
1. Отношение к
2 - любит и бережет природу;
родной природе
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством
учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,
рассказывает об этом другим;
2. Гордость за свою
2 - интересуется историческим прошлым;
страну
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
3. Служение своими
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и
силами
поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
4. Забота о своей
1 - в делах класса участвует при побуждении;
школе
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не
испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность

24

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей;
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
6. Стремление
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
реализовать свои
2 - стремится учиться как можно лучше;
интеллектуальные
1 - учиться при наличии контроля;
способности
0 - плохо учится даже при наличии контроля.
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает
товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
7. Саморазвитие
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной
деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
аккуратно, помогает товарищам;
8. Организованность в 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
учении
аккуратно;
1- работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем;
0 - на уроках не внимателен, домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на
творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
9. Инициативность и
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных
творчество в труде
другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и
творчество не проявляет.
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к
этому товарищей;
10. Самостоятельность 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает.
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
11. Бережное
2 - бережет личное и общественное имущество;
отношение к
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному
результатам труда
имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и
помогает товарищам;
12. Осознание
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
значимости труда
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при
выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со
13. Уважительное
стороны сверстников;
отношение к старшим
2 - уважает старших;
5. Познавательная
активность

25

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к
сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны
товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен.
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и
настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия
контроля;
0 - неотзывчив, иногда жесток.
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит
проявления лжи и обмана со стороны других;
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе

14. Дружелюбное
отношение к
сверстникам

15. Милосердие

16. Честность в
отношениях с
товарищами и
взрослыми
5. Самодисциплина

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках,
стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но
17. Самообладание и
безразличен к безволию своих товарищей;
сила воли
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко
подчиняясь воле других;
0 - силой воли не обладает и не стремится ее развивать.
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого
от других;
18. Самоуважение,
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится
соблюдение правил
о других;
культуры поведения
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает.
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого
от других;
19. Организованность
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
и пунктуальность
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет.
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в
хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и
20. Требовательность к
поступках;
себе
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших
делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
План воспитательной работы (по направленностям)
№п/п Форма и направленность воспитательного мероприятия

Месяц
проведения

Гражданско-патриотическая направленность:
26

1
Участие в конкурсе «Государственная символика России»
Культурологическая направленность:
2

Участие в конкурсе и посещение выставки «Зимняя мозаика»

Участие в конкурсе «Город мастеров», в рамках в рамках фестиваляконкурса детского художественного творчества «Хрустальная капель»
4
Участие в областном конкурсе «Скрыня»
Духовно-нравственная направленность воспитательной работы:
5
Фестиваль Рекордов Калининского района
6
Экскурсия-квест по памятным местам города
Физкультурно-спортивная направленность:
7
Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Экологическая направленность:
Участие в конкурсах «Экологического марафона» Челябинской
8
области»
3

Сентябрь
Декабрь
Февраль
Март
Ноябрь
Май
Октябрь
Апрель

Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении детей зависит как
от направленности дополнительной общеобразовательной программы, в данном случае с
программой художественной направленности, так и от возраста детей. Сроки и формат
мероприятий корректируются в соответствии с календарем образовательных событий города,
планом районных и городских массовых мероприятий, имеющих воспитательное значение.
А также с учётом Примерного календарного плана воспитательной работы на 2022/2023
учебный год, утвержденного заместителем Министра просвещения РФ Д.Е. Грибовым.
В зависимости от нормативно-правовых документов органов управления
образованием, определяющих направления и тенденции развития воспитательной работы в
образовательных учреждениях, содержание воспитательной работы по реализуемой
программе воспитательной деятельности в МБУДО «ЦВР «Радуга» может быть
скорректировано либо изменено с учетом соответствующих тенденций.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
Включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России);
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной стране,
о столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Мероприятие 1. Участие в конкурсе «Государственная символика России».
Содержание: беседа о государстве, государственной символике; изучение символики,
подготовка конкурсных работ на тему «Мой край родной», «Герб и флаг моей страны» и т.д.
Культурологическая направленность
Культурологическая направленность воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к отечественным
и общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и понимания
27

красоты человеческой души, эстетических качеств детей;
- воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через
ощущения гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих взаимоотношений,
как духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра.
Мероприятие 2. Посещение выставки «Зимняя мозаика».
Содержание: Беседа об общей культуре человека, о правилах поведения на выставке,
условном языке разных видов искусств. Посещение выставки детского творчества,
посвященной Новому году.
Мероприятие 3. Участие в конкурсе «Город мастеров», в рамках фестивале-конкурсе
детского художественного творчества «Хрустальная капель».
Содержание: Беседа на тему, обозначенной как тема фестиваля. Беседа о творчестве
мастеров, создававших декоративные и декоративно-прикладные работы на тему, подобную
тематике фестиваля-конкурса.
Мероприятие 4. Участие в областном конкурсе «Скрыня».
Содержание: Беседа о народном творчестве, видах народных кукол, о лоскутном
творчестве в России. Подготовка конкурсных работ по номинациям конкурса.
Духовно-нравственная направленность
Включает в себя:
- Формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностносмысловой сферы, средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых
национальных ценностей;
- Развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры,
ответственности, уважения, чести, справедливости;
- Формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся детей;
- Расширение интеллектуальных знаний, обучающихся в области морали и этики,
ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами;
Мероприятие 5. «Фестиваль Рекордов» Калининского района.
Содержание: Беседа о рекордах, их этичности, пользы для окружающих.
Придумывание собственного рекорда, выявление своих сильных сторон, умение
преподносить свои знания, навыки.
Мероприятие 6. Экскурсия-квест по памятным местам города.
Содержание: Беседа об истории города, памятных местах и их значении для жителей
и гостей города. Рассказ о скульпторах и архитекторах. Беседа о памятниках, посвященных
ВОВ, как символов чести и веры.
Физкультурно-спортивная направленность
Включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, моральноволевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни, формирование
потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование
устойчивых представлений о пользе и необходимости физического развития.
Мероприятие 7. Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
Содержание: Беседа о спорте и спортсменах, их волевых качествах. Беседа о
пагубности вредных привычек. Организация участия в акции «Спорт-альтернатива пагубным
28

привычкам», подготовка конкурсных материалов.
Экологическая направленность
Включает в себя:
- Формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения к
окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- Расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей среды;
- Развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и
явлений;
- Формирование экологического мировоззрения обучающихся, основанного на
естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убежденность детей в
единстве человека и природы;
Мероприятие 8. Участие в конкурсах «Экологического марафона» Челябинской
области.
Содержание: Беседа о роли человека в экологическом благополучии, ответственности
человека. Обсуждение вариантов посильных действий, направленных на улучшение
окружающей среды. Рассказ о вторично перерабатываемых ресурсах. Беседа об условном
языке средств наглядной агитации. Подготовка конкурсных работ на тему защиты природы.
Список используемой литературы
Электронные ресурсы:
1.
Голованова, Н. Ф. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов /
Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2018. —
Режим доступа: http://www.biblio-online.ru ;
2.
Государика. Президентская библиотека – школьникам [Электронный ресурс]: Раздел
официального сайта ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» – режим
доступа http://gosudarika.prlib.ru/ ;
3.
Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема
педагогической теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие для слушателей
ФПКиППРО – режим доступа http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/678/79678/60125

29

Календарный график воспитательной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
____________ О.Н.Старастиванская
«26» августа 2024 г.
Календарный график воспитательной деятельности
в объединении «Дизайнер» на 2024/2025 учебный год
Направление
воспитательной работы

Планируе
мая дата
проведени
я

Количест
во
участник
ов

Гражданско-патриотическая
направленность

26.09.2024

15

Физкультурно-спортивная
направленность

16.10.2024

15

Духовно-нравственная
направленность

12.11.2024

15

Культурологическая
направленность

04.12.2024

15

Культурологическая
направленность

15.01.2025

15

Культурологическая
направленность

26.02.2025

15

Культурологическая
направленность

19.03.2025

15

Экологическая
направленность

09.04.2025

15

07.05.2025

15

№
Наименование мероприятия
п/п

1

2

3
4

5

6

7
8

9

Участие в конкурсе
«Государственная символика
России»
Участие в акции «Спорт –
альтернатива пагубным
привычкам»
Участие в «Фестивале
Рекордов» Калининского
района
Посещение выставки «Зимняя
мозаика»
Участие в конкурсе
«Весенний вернисаж», в
рамках фестиваля-конкурса
детского художественного
творчества «Хрустальная
капель»
Участие в конкурсе «Город
мастеров», в рамках в рамках
фестиваля-конкурса детского
художественного творчества
«Хрустальная капель»
Экскурсия в ЧГИК, отделение
изобразительного искусства
Участие в конкурсах
«Экологического марафона»
Челябинской области»

Духовно-нравственная
Экскурсия-квест по памятным
направленность
местам города (виртуально)
воспитательной работы

Педагог дополнительного образования

В.Н.

30

Приложение 1

Примерный календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год
2022 год - Год народного искусства и нематериального культурного наследия России;
2022 год - 350 лет со дня рождения Петра I;
2023 год - Год педагога и наставника
Дата
1 сентября
3 сентября
3 сентября
7 сентября
8 сентября
17 сентября








27 сентября
1 октября
1 октября
5 октября
16 октября
25 октября
4 ноября
8 ноября










20 ноября
27 ноября
30 ноября
3 декабря
3 декабря
5 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
25 декабря












25 января
27 января
27 января





2 февраля



8 февраля
15 февраля
21 февраля
23 февраля






Наименование
День знаний
День окончания Второй мировой войны
День солидарности в борьбе с терроризмом
210 лет со дня Бородинского сражения
Международный день распространения грамотности
165 лет со дня рождения русского учёного, писателя Константина Эдуардовича
Циолковского (1857-1935)
День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
День учителя
День отца в России
Международный день школьных библиотек
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День начала Нюрнбергского процесса
День матери в России
День Государственного герба Российской Федерации 3 декабря
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в России
Международный день художника
День Героев Отечества
День Конституции Российской Федерации
День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных
символах Российской Федерации
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста
80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии
в 1943 году в Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
31

3 марта
8 марта
18 марта
27 марта
12 апреля







19 апреля



22 апреля
27 апреля
1 мая
9 мая
19 мая
24 мая
1 июня
6 июня
12 июня
22 июня
27 июня
8 июля
30 июля
12 августа
22 августа
23 августа


















27 августа



200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника
Земли
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
День молодежи
День семьи, любви и верности
День Военно-морского флота
День физкультурника
День Государственного флага Российской Федерации
80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в
1943 году
День российского кино

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».