Блокфлейта (б)

8Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru

Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа
«Блокфлейта»
(базовый уровень)
Адаптированная программа
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 11–14 лет
Срок реализации: 2 года (432 часа)
Разработчик:
Станевич Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования

Челябинск, 2024 г.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы ...................................................... 3
Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Направленность программы. ........................................................................................................ 3
Актуальность программы ............................................................................................................ 4
Отличительные особенности программы .................................................................................. 4
Практическая значимость программы ....................................................................................... 5
Адресат программы. ..................................................................................................................... 5
Возрастные особенности ............................................................................................................. 6
Объем и срок освоения программы .............................................................................................. 7
Формы организации образовательного процесса. ...................................................................... 7
Методы организации образовательного процесса: ................................................................... 7
Режим занятий. ............................................................................................................................. 8
Цель и задачи программы.............................................................................................................. 8
Содержание программы ............................................................................................................... 8
Учебный план 2 модуль .................................................................................................................. 8
Содержание учебного плана 2 модуль: ........................................................................................ 9
Учебный план 3 модуль ................................................................................................................ 11
Содержание учебного плана 3 модуль: .................................................................................... 11
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» ....................................... 12
Календарный учебный план ......................................................................................................... 12
Условия реализации программы. ................................................................................................ 12
Формы аттестации. ................................................................................................................... 13
Мониторинг знаний умений и навыков. ..................................................................................... 14
Контрольно-измерительные материалы:................................................................................. 14
Методическое обеспечение. ........................................................................................................ 15
Рекомендуемая литература для педагогов:.............................................................................. 18
Рекомендуемая литература для детей и родителей ............................................................... 19
Раздел III. Рабочая программа воспитательной деятельности ............................................ 20

2

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 02.02.2021 № 138 «О внесении
изменений
в целевую модель развития региональных систем ДОД,
утвержденную приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №
467;
3. Приказ Министерства Образования и Науки России №882, Министерства
Просвещения РФ №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ» (вместе с «Порядком организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»);
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем ДОД»
5. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
15.07.2019
6. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
30.12.2020 №01/2795 « Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021-2025 годы»;
7. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области
от
21.08.2023 №02/2064 « Об утверждении требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация ДО
программ» в Челябинской области в соответствии с социальным
сертификатом»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, оздоровления детей и
молодежи»;
9. Устав учреждения, локальные акты.

Направленность программы.
Программа «Блокфлейта» - предназначена для обучения детей игре на блокфлейте,
наиболее популярной разновидности древнего семейства античных продольных флейт
добаховского периода. Программа является адаптированной и разработана на материале
российских и зарубежных учебников педагогов А.Кискачи, Ф.Зайдлера и Т.Рокитянской и , а
также на многолетнем педагогическом опыте педагога. Курс обучения рассчитан на три года
и предполагает освоение ребенком как традиционных, так и новейших, появившихся в ХХ
веке, приемов музицирования на базовом духовом инструменте – блокфлейте сопрано,

3

дополнительно - блокфлейте альт, сопранино, тенор. Учебный курс состоит из серии
красочных пьес.
Каждая пьеса методически направлена на овладение определенными приемами
звукоизвлечения, закрепление навыков выразительной игры, передающей смысловой
характер пьесы. Изучение основ музыкального языка интегрировано в процесс
практического музицирования и носит целевой характер – научить ребенка читать, понимать
и записывать музыкальную нотацию.
Помимо базовых учебных пьес в программу также включено изучение на занятиях и
самостоятельно шедевров мировой музыкальной культуры, классической и современной
музыки в обработке для блокфлейты. Итогом чеырехлетнего обучения становится
наработанный ребенком разножанровый, яркий, интересный репертуар, грамотно
исполняемый. Навыки владения музыкальным языком впоследствии позволяют ребенку
самостоятельно, без участия педагога, читать и исполнять полюбившиеся произведения.
Навыки ансамблевой игры помогают обучающимся реализовать свои умения в
школьных студиях и любительских музыкальных ансамблях. Желающие дети по окончании
данного учебного курса продолжают образование в музыкальной школе по классу
деревянных духовых инструментов.

Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом следующих объективных факторов:
- блокфлейта, является наилучшим инструментом из всех существующих на
сегодняшний день для начального музыкального образования, причем начинать можно с
самого раннего возраста, так как отсутствие сопротивления на выдохе не ограничивает
никаким образом время музицирования и способствует правильному формированию у
ребенка гортани, всех отделов легких, диафрагмы, постановке правильного нижнереберного
дыхания. Кроме того, во время игры ребенок всегда слышит чистое звучание нот, исходящее
из области мундштука, расположенного рядом с горлом. Чистые звуки фиксируются
постоянно внутренними и внешними слуховыми рецепторами, происходит естественное
формирование музыкального слуха у каждого. Плюс к этому формируется вокальный
аппарат, так как при игре на духовых работа гортани, диафрагмы, языка, легких идентична
работе при пении. В результате – ребенок правильно дышит, слышит, интонирует;
- на сегодняшний день на рынке есть достаточное количество недорогих и
качественных инструментов ведущих мировых производителей;
- наличие качественного музыкального репертуарного материала;
- повышение интереса родителей к дополнительному образованию ребенка с учетом
способностей и потребностей ребенка;

Отличительные особенности программы
Новизна данного учебного курса состоит:
1. В использовании педагогом нового и эффективного метода обучения игре на
инструменте, впервые описанного всемирно известным японским педагогом и музыкантом
Синити Судзуки Кратко суть метода: «Тонализация» - новое понятие, введенное Судзуки.
Развитие музыкальных способностей у человека происходит так же, как и обучение родному
языку. Человек изучает все нюансы речи, постоянно слушая её. Точно так же нужно
поступать, развивая музыкальный слух.
Ребенок каждый день слушает записи той музыки, которую он играет, либо той,
которую ему еще предстоит выучить в эталонном исполнении лучших музыкантов мира.
Многократное прослушивание пьес приучает ребенка распознавать красивый звук, затем
самостоятельно извлекать его и добиваться утонченной выразительности, такой же как у
записанного исполнителя. Именно такое прослушивание позволяет добиваться быстрого
4

прогресса. Именно так прививается ребенку тонкий музыкальный вкус. Именно такой
подход к занятиям создает у ребенка нужную мотивацию для занятий с удовольствием. Это
самый важный момент в развитии музыкальных способностей.
2. В использовании развивающего метода обучения (С.Судзуки) – метода энтропии.
Заключается в следующем. Когда ребенок уже неплохо исполняет какую-либо пьесу и
начинает учить новую, очень важно, чтобы он не забывал уже выученную и работал над
обеими пьесами одновременно. Такую практику стоит продолжать и дальше, добавляя все
новые пьесы. Совершенствование музыкальных способностей и постоянное возвращение к
уже хорошо изученным произведениям дает в итоге навыки виртуозного владения
инструментом.
3. В использовании новейшего и очень эффективного метода обучению чтению нот с
листа, разработанного Хелен Хайнер, педагогом-музыкантом из Хьюстона. Уметь читать
ноты
нужно только тогда, когда хорошо уже развиты музыкальная интуиция,
исполнительские навыки и память ребенка. Осваивая родной язык, человек начинает читать
только после того, как научится говорить.
Точно так же нужно поступать и при обучении музыке. При этом нельзя забывать, что
читать ноты учат только для того, чтобы потом играть без нот. Используя на уроках
пошаговый алгоритм, разработанный Х.Хайнер и компьютерную программу
«СофтМоцарт», педагог добивается результата, когда дети овладевают навыком чтения с
листа естественно, без напряжения. При этом интерес к музицированию и получению новых
музыкальных знаний у детей не теряется, а наоборот, закрепляется положительная
мотивация.

Практическая значимость программы
Основным «продуктом» реализации
данной программы является ребенок, с
удовольствием играющий на блокфлейтах разного тембра соло и в ансамбле, владеющий
нотной грамотой, навыками самостоятельного музицирования, с привитым ему в процессе
занятий хорошим музыкальным вкусом, мотивацией к поиску нового репертуара, к
самосовершенствованию. В процессе обучения происходит осознание ребенком своей
успешности и формирование его положительной самооценки.
На занятиях, репетициях, праздниках, концертах формируется творческая среда
коллективного общения детей, занятых общим делом, закладываются нравственные нормы
поведения, традиции, дружеские отношения. Каждый ребенок нарабатывает социальный
опыт общения и, как финал, – это творческая личность для жизни в социуме.
Следует также отметить, что музицирование на духовых инструментах является
одной из технологий здоровьесбережения и является лучшей профилактикой заболеваний
органов дыхания. При астме, хроническом бронхите, частых простудных заболеваниях –
музицирование на блокфлейте рекомендовано врачами. Развитие мелкой моторики у детей
начальной школы способствует улучшению мозгового кровообращения, и, соответственно,
более успешной учебе в школе. Массаж акупунктурных точек на кончиках пальцев при игре
на клапанах благотворно влияет на состояние внутренних органов и на общее самочувствие.
Вибрационное воздействие звучащего инструмента улучшает состояние сердечнососудистой системы. Положительный эмоциональный фон музыкальных занятий укрепляет
нервную и иммунную систему. Программа является модульной. Каждый год – это модуль,
освоив который учащийся выпускается и, при желании, продолжает обучение на следующем
модуле программы.

Адресат программы.

5

Программа разработана для детей от 11 до 14 лет. В группы 2 года обучения
принимаются дети, закончившие обучение по программе «Гитара» (стартовый уровень) по
их желанию. А также принимаются дети по итогам тестирования, обладающие навыками
чтения нот. Программа является адаптированной для обучения детей с ОВЗ. Для обучения
детям с ОВЗ необходима справка от врача с разрешением заниматься на духовом
инструменте.
Учитывая специфику обучения музыке в ансамбле, необходимость индивидуального
подхода к каждому ребенку, для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей во время
учебно-тренировочного процесса и соблюдая санитарные нормы и требования к возрасту
детей, для планомерного распределения нагрузки оптимальное число учащихся в группе
составляет:
- для второго года обучения: 12 - 15 человек;
- для третьего года обучения 10-12 человек;

Возрастные особенности
Обучение детей от 10 до 13 лет.
С этого возраста начинается следующая возрастная категория. В 10 лет у ребенка уже
достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому возрасту у ребенка уже
сформирован определенный музыкальный вкус, он уже развит эмоционально. Самое важное,
что в этом возрасте дети могут воспринимать достаточно сложную интеллектуальную
информацию.
Ребенок в этот период развивается достаточно быстро, поэтому достаточно
стремительно идет и процесс обучения детей игре на блокфлейте. Сейчас для обучения уже
можно использовать блокфлейты различных тембров: сопрано, альт, тенор.
Сейчас главная задача для педагога – это развитие концентрации ученика во время
уроков, мотивирование его на плодотворную работу ради хорошего результата.
С 12 лет ребенку, на 2 или 3 году обучения, освоившему блокфлейту «тенор» уже
можно начинать играть на саксофоне «альт». Блокфлейта-«тенор» и «альт» саксофон
наиболее близки друг к другу по размеру, аппликатуре пальцев, силе выдоха. Различие в
звукоизвлечении 12-летний воспитанник уже в состоянии быстро понять и освоить.
Развитые беглые пальцы и ранее изученный музыкальный репертуар позволяют уже с
первых уроков получить удовольствие от игры на саксофоне и мотивировать ребенка к
дальнейшему освоению инструмента.
Обучение детей: от 13 лет и старше.
С 13 лет у ребенка начинается «переходный возраст». С точки зрения педагогики этот
возраст считают очень продуктивным. Успехи музыкальных занятий будут зависеть от
степени доверия между учителем и учеником.
Задача педагога во время занятий с подростками – это направлять музыкальное
развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать действительно профессиональные
музыкальные навыки игры.
Самое важно для педагога – это избегать любого давления на подопечного. Музыка это не рутина. Занятия музыкой – это в первую очередь развитие эмоциональной сферы.
Именно "мягкий" подход педагога к обучению, концентрация внимания ребенка на предмете,
серьезное отношения к занятиям обычно и дают положительный результат обучения.

6

Объем и срок освоения программы
Образовательная программа «Блокфлейта» рассчитана на 2 года обучения.
1. второй год обучения 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа;
2. третий год обучения 216 часов -2 раза в неделю: по 3 академических часа
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения программы составляет 432 часа.
Занятия в группе проводятся по 45 минут с 10-минутным перерывом. Между
группами – 20-минутный перерыв.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий
учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей.
Форма обучения –очная.

Формы организации образовательного процесса.
В процессе реализации программы используются различные формы работы:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
нотными текстами, аудио- и видеоматериалами.
Практические занятия – дети музицируют, работают с нотным текстом.
Репетиция - разучивают концертные и конкурсные номера сольно и по партиям,
развивают сценические и исполнительские навыки.
Сводная репетиция - отрабатывают концертные и конкурсные номера сводным
составом группы разных лет обучения, оттачиваются навыки игры в ансамбле.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Методы организации образовательного процесса:
• репродуктивный «делай, как я» - используется при практическом освоении
нового материала;
• «тонализация» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• «энтропия» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• иллюстративный – просмотр видеоуроков, наглядное сольфеджио на доске, с
помощью компьютерных программ, упражнения с листа;
• практический тренинг – отработка конкретных приемов путем многократного
повторения с педагогом и самостоятельно;
• фронтальный – все учащиеся в группе выполняют одновременно одно и то же
задание;
• программированное обучение – алгоритм пошагового выполнения маленьких
частей одной большой задачи;
•
самостоятельная работа – знакомство с новым материалом на основе
приобретенных навыков чтения с листа;
• познавательная игра – чтение с листа под фонограмму, ансамбль и соло;
• творческая работа – совместное творчество детей и педагога – сочинение
вариаций, подголосков к исполняемым темам.

7

Режим занятий.
- второй год обучения 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа;
- третий год обучения 216 часов - 3 раза в неделю: по 2 академических часа.
Занятия в группе проводятся по 45 минут с 10-минутным перерывом. Между
группами перерыв 20 минут.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий
учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей.

Цель и задачи программы.
Цель программы: – создать дружный разновозрастный детский ансамбль со своими
традициями и репертуаром, реализовать музыкальные способности каждого ребенка в
ансамбле и индивидуальном творчестве.
Задачи программы:
Предметные:
научить играть инструментальную музыку на деревянных духовых инструментах –
блокфлейтах сопрано, альт, тенор, саксофон;
научить музыкальному языку (читать, понимать и писать музыкальный текст);
научить культуре и технике общения, взаимодействия в коллективе;
Метапредметные:
развивать музыкальный слух, музыкальную память;
развивать творческое воображение и инициативу, способность импровизировать;
развивать эстетический и музыкальный вкус, гармоничное восприятие окружающего мира;
Личностные:
воспитать потребность к систематическим занятиям музыкой, поиску нового репертуара,
музыкальному самосовершенствованию;
улучшить физическое, эмоциональное и психологическое здоровье детей;
способствовать формированию нравственного облика ребенка и становлению
положительных черт характера, положительной самооценки;
создать психологически комфортную атмосферу в коллективе для совместного творчества

Содержание программы
Учебный план 2 модуль
«Солисты и ансамбли, блокфлейты разных тембров»
№ Название
раздела

1
2
3

Вводное
занятие. ИТБ
Входная
диагностика
Изучение
музыкальной
грамоты

Количество часов
Всего
2

Теория
1

2
40

Формы
организации
занятий

Практика
1
2

27

13

8

Беседа
Беседа, тестовые
задания
Беседа, работа с
наглядными
пособиями,

Формы
контроля
Тестирование
Прослушивание,
тестировнаие
Устный опрос,
проверка
нотных

4

Практическое
музицирование.

148

13

135

5

Сценическое
мастерство
Дистанционные
технологии

12

6

6

6

2

4

7

Ранняя
профориентация

4

2

2

8

Итоговая
диагностика
ИТОГО

2

6

216

2
51

видеоматериалами тетрадей
Практические
Педагогическое
занятия
наблюдение ,
отбор на
концертные
номера
Беседа, игровые Педагогическое
занятия, тренинги наблюдение
Просмотр
Устный опрос,
обучающих
практическое
программ
задание
Беседа,
Педагогическое
посещения
наблюдение
мастер-классов
Практическое
Прослушивание,
занятие
тестирование

165

Содержание учебного плана 2 модуль:
Тема 1. Вводное занятие. Устройство блокфлейты, постановка рук, губ, языка, дыхания, ,
техника безопасности при игре на инструменте.
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Входная диагностика. Тестирование, беседа. Практика 2 ч.
Тема 3. Изучение элементарной музыкальной грамоты. Нотный стан, гамма, лад, знаки
альтерации, паузы, такт, размер, реприза, длительности нот. Обозначения штрихов,
динамики, характера исполнения. Запись нот в нотную тетрадь.
Теория 27 ч. Практика 13 ч.
Тема 4. Практическое музицирование. Упражнения на развитие техники игры, развития
правильного амбушюра и дыхания. Этюды. Изучение пьес в первой и второй октаве в
тональностях до одного-двух знаков. Отработка трудноисполнимых моментов. Отработка
навыков сольной игры и игры в ансамбле. Отработка выразительности исполнения.
Теория 13 ч. Практика 135 ч.
Тема 5. Сценическое мастерство. Беседы о правилах поведения на сцене. Игры и тренинги
на преодоление зажимов, развитие артистизма, выразительной игры.
Теория 6 ч. Практика 6 ч.
Тема 6. Дистанционные технологии. Знакомство с интернет ресурсами, обучающими игре на
блокфлейте. Просмотр этих сайтов и работа с ними.
Теория 2ч. Практика 2 ч.
Тема 7. Ранняя профориентация. Знакомство с профессиями, связанными с музыкой:
исполнитель, композитор, аранжировщик музыки. Просмотр видеофильма или посещение
концерта. Теория 2ч. Практика 2 ч.
Тема 8. Итоговая диагностика. Проверка умений и навыков, приобретенных учащимися.
9

Практика 2 ч.

10

Учебный план 3 модуль
«От классики к джазу»
№ Название
раздела

1
2
3

Вводное
занятие. ИТБ
Входная
диагностика
Основы
сольфеджио

Количество часов
Всего
2
2
30

4

Практическое
музицирование.
Ансамбль

144

5

Сценическое
мастерство
Творческие
отчеты,
концерты,
конкурсы
Ранняя
профориентация

20

Итоговая
диагностика
ИТОГО

2

6

7

8

Теория
1

2
20

216

10

144

13

12

4

Практика
1

7
12

2

2

2
49

Формы
организации
занятий
Беседа
Практические
задания
Беседа, работа с
наглядными
пособиями,
видеоматериалами
Практические
занятия

Беседа, игровые
занятия, тренинги
Практические
занятия, выезды
на конкурсы и
концерты
Беседа,
посещения
мастер-классов
Практическое
занятие

Формы
контроля
Тестирование
Прослушивание,
тестировнаие
Устный опрос,
проверка
нотных
тетрадей
Педагогическое
наблюдение ,
отбор на
концертные
номера
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
оценки жюри
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание,
тестирование

167

Содержание учебного плана 3 модуль:
Тема 1. Вводное занятие. Беседа, совместная игра, обмен мнениями и пожеланиями ро
предстоящем курсе, репертуаре.
Теория 1ч. Практика 1 ч.
Тема 2. Входная диагностика.
прошлого модуля. Практика 2 ч.

Тестирование, проверка навыков, знания репертуара

Тема 3. Основы сольфеджио. Изучение тональностей, развитие навыка транспонирования в
нужную тональность, изучение ступеней, интервалов, тренировка слуха, развитие навыка
подбора по слуху мелодии. Музыкальные и ритмические упражнения и диктанты.
Теория 20 ч. Практика 10 ч.

11

Тема 4. Практическое музицирование. Игра на флейтах разных тембров: сопрано, альт,
тенор, сопранино. Создание ансамбля. Изучение пьес для ансамбля блоклейтистов, отработка
партий. Отработка навыков виртуозной сольной игры и игры в ансамбле. Отработка
выразительности исполнения. Практика 144 ч.
Тема 5. Сценическое мастерство. Изучение правил работы с микрофонами, тренинги на
взаимодействие с партнерами в ансамбле, на преодоление неблагоприятных сценических
условий, на развитие сценической свободы.
Теория 13 ч. Практика 7 ч.
Тема 6. Творческие отчеты. Концерты. Конкурсы. Практика 12 ч.
Тема 7. Ранняя профориентация. Посещение мастер-классов, просмотр видеоматериалов или
концертов мастеров флейты. Теория 2ч. Практика 2 ч.
Тема 8. Итоговая диагностика. Проверка умений и навыков, приобретенных учащимися.
Практика 2 ч.

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный план
Этапы образовательного процесса

Базовый уровень
2 модуль

Базовый уровень
3 модуль

Начало учебного года
Продолжительность учебного года
(недель/часов)
Продолжительность учебного
занятия

02.09.2024
36 недель/
216 часов
45 минут

02.09.2024
36 недель/
216 часов
45 минут

Периодичность занятий
Промежуточная аттестация

3 раза в неделю по 2
занятия, итого 6 занятий в
неделю
16.01.2025

2 раза в неделю по 3
занятия, итого 6 занятий
в неделю
16.01.2025

Итоговая аттестация
Окончание учебного года

15.05.2025
15.05.2025

15.05.2025
15.05.2025

Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимы следующие условия:
- Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
- Материально-техническое обеспечение:
 Музыкальный класс на 15 посадочных мест с естественным и искусственным
освещением.
12











Музыкальный инструменты – блокфлейты сопрано, альт, для педагога и каждого
ученика, блокфлейты тенор – минимум 2 штуки – для педагога и ученика.
Пульт для нот для каждого ученика
Компьютер
Музыкальный центр
Доска
Стенд для размещения текущей информации
Вспомогательные ударные и шумовые инструменты.
Шкаф или полки для хранения сборников нот, пьес справочной литературы и др.
Костюмы для участия в концертах и конкурсах

- Информационное обеспечение:

учебные сборники репертуарных пьес, записи CD учебных пьес в эталонном
исполнении;
 компьютерные программы «Сонар», «Дижитал Оркестратор»;
 записи видеоуроков
 фонограммы
 методические разработки
 справочная музыкальная литература





- Кадровое обеспечение:
Педагог с высшей квалификационной категорией.
С высшим образованием.
С музыкальным образованием

Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аудиозапись,
-видеозапись,
- грамота,
- готовая работа,
- диплом,
- журнал посещаемости,
- материал анкетирования и тестирования,
- методическая разработка,
- портфолио,
- перечень готовых работ,
- репертуар,
- фото,
- отзыв детей и родителей,
- свидетельство (сертификат),
- статья и др.
Входящий: опрос детей, материалы анкетирования и тестирования.
Текущий: наблюдения за степенью усвоения программы, оценка выполнения заданий.
Периодический: наблюдение, обсуждение, зачеты по окончании темы
13

Итоговый: участия в концертах и конкурсах, грамоты, дипломы, благодарственные письма,
портфолио детей и коллектива.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- таблицы итогов диагностики,
- конкурс,
- зачет,
- концерт,
- открытое занятие,
- отчет итоговый,
- портфолио,
- поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю,
- праздник,
- фестиваль.

Мониторинг знаний умений и навыков.
Мониторинг проводится:
 второй модуль – в октябре (входной срез) и мае (итоговый срез)
 третий модуль – в октябре (входной срез) и мае (итоговый срез).
Даются оценки:
 высокий уровень (отличные исполнительские навыки, выразительная игра, отличное
владение музыкальным языком – нотацией, беглое чтение с листа),
 средний уровень (хорошие исполнительские навыки, недостаточно выразительная
игра, владение нотацией затруднено, скорость чтения с листа низкая),
 низкий (слабо развиты исполнительские навыки, невыразительная игра без нюансов
и динамики, не владеет нотацией, не читает с листа).
Благодаря такому мониторингу, можно проанализировать результативность усвоения
образовательной программы. При необходимости внести коррективы и дополнения в
учебно-тематический план и репертуар.

Контрольно-измерительные материалы:
2 модуль
14

Правильная аппликатура

Фразировка

Чувство ритма

Техника игры

Выразительность исполнения

Техника игра

Умение вести партию в
ансамбле

Умение играть на флейтах
разных тембров

Выразительность исполнения

Сценическая свобода

Чтение с листа простых пьес
Умение подобрать по слуху
несложную мелодию

Владение дыханием, опора

Знание музыкальных терминов
Умение транспонировать

Чтение ритмических рисунков

Знание нотной грамоты

№
1

Теоретические знания

ФАМИЛИЯ
ИМЯ

3 модуль

ФАМИЛИЯ
ИМЯ

№
1

Методическое обеспечение.


Организация образовательного процесса – очное обучение.



Методы обучения:
• репродуктивный «делай, как я» - используется при практическом освоении
нового материала;
• «тонализация» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• «энтропия» (метод, описанный С.Судзуки, см. выше);
• иллюстративный – просмотр видеоуроков, наглядное сольфеджио на доске, с
помощью компьютерных программ, упражнения с листа;
• практический тренинг – отработка конкретных приемов путем многократного
повторения с педагогом и самостоятельно;
• фронтальный – все учащиеся в группе выполняют одновременно одно и то же
задание;
• программированное обучение – алгоритм пошагового выполнения маленьких
частей одной большой задачи;
•
самостоятельная работа – знакомство с новым материалом на основе
приобретенных навыков чтения с листа;
15

• познавательная игра – чтение с листа под фонограмму, ансамбль и соло;
•
творческая работа – совместное творчество детей и педагога – сочинение
вариаций, подголосков к исполняемым темам.
Учебно-воспитательный процесс построен на следующих принципах:
• систематичности;
• доступности;
• наглядности;
• последовательности «от простого к сложному»
• связи теории с практикой;
• активности;
• учета индивидуальности;
• преемственности и взаимопомощи


Форма организации образовательного процесса – групповая.



Формы организации учебного занятия:
• групповые
• индивидуальные
•
концерты, конкурсы, музыкальные гостиные – импровизированные
тематические концерты с участием приглашенных гостей, детей, родителей
• праздничные занятия
• викторины
• контрольные занятия (диагностика)

Педагогические технологии:



















технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения,
технология программированного обучения,
технология модульного обучения,
технология блочно- модульного обучения,
технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения,
технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности,
технология портфолио,
технология педагогической мастерской,
технология образа и мысли,
здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: разминка для рук, дыхательная разминка
музыкально-ритмические упражнения, …
16

Основная часть:
повторение ранее изученных приемов, произведений, партий,
изучение нового материала,
отработка приемов, игра соло и ансамблем, репетиционная часть,
работа над трудноисполнимыми пассажами, отработка темпов, ритмов, нюансов, динамики
Заключительная часть: резюме, домашнее задание,
музыкальные игры.

17

Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Программы общеобразовательных учреждений, составитель сборника: О.Я.
Еременко, М., «Просвещение», 2002г.
2. Вестник педагогического общества К. Орфа, периодическое издание, 2007, 2008,
2009 г.г.
3. Алиев К.К. Методика музыкального воспитания детей. — Воронеж, 1998.
4. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота, Москва, 2007
5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. — М., 2008.
6. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Ростов на Дону, 1999
7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке.-М., 2016.
8. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих, Санкт-Петербург, 2007
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, Ярославль, 1997
10. Поплянова Е. Не хочу идти на сольфеджио, Челябинск, 2006
11. Рокитянская Т.А. Блокфлейта. Обучение в группе, Калуга, 2009
12. Рокитянская Т.А. Импровизация с самого раннего возраста, Калуга, 2010
13. Рокитянская Т.А.Ансамбль, Калуга, 2009
14. Смолин К.О. Блокфлейта, Первые шаги, Москва, 2004
15. Станкевич И.В., Лекгие этюды для флокфлейты с фортепиано, Москва, 2007
16. Судзуки С. Метод обучения игре на инструменте, Минск, 2005
17. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в
условиях уровневой дифференциации// Начальная школа.-2008.-№2
18. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа – М.,2019 г
19. Хайнер Х. Методика обучения музыкальному языку, Хьюстон, 2019 (электронный
вариант)
20. Хайнер Х. Софт-Моцарт, Хьюстон, 2009 (электронный вариант).
21. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 2005.
22. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М, 2015
23. Шумидуб А.Школа ускоренного обучения, Москва, 2016
24. Эмчин Р. Сборник пьес американского фольклора для коллективного
музицирования, Кентукки, 2017 (электронный вариант)
25. Школа игры на блокфлейте https://svirel.org/igra-na-blokfleite/
26. Уроки на блокфлейте http://www.blf.ru/
27. Как играть на блокфлейте с иллюстрациями
https://ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1
%82%D0%B5

18

Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1. Иванченко О. Лирический джаз (сборник), Москва, 2011
2. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих, Санкт-Петербург, 2017
3. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 1, Москва,
2013
4. Колосов В. Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь № 3, Москва,
2014
5. Лакушевич С, Короли джаза, Ростов на Дону, 2006
6. Рокитянская Т.А. Блокфлейта. Обучение в группе, Калуга, 9
7. Серия «Шедевры мировой классики для детей.» Вивальди А. Времена года,
Челябинск, MPI,2009
8. Серия «Шедевры мировой классики для детей.» Григ Э.Х., Пер Гюнт, Челябинск,
MPI,2018
9. Серия «Шедевры мировой классики для детей.» Чайковский П.И., Щелкунчик,
Челябинск, MPI,2018
10. Смолин К.О. Блокфлейта, Первые шаги, Москва, 2014
11. Станкевич И.В., Лекгие этюды для флокфлейты с фортепиано, Москва, 2017
12. Тимонин М.Ю. Шедевры мировой классики и эстрады, Тетради № 2-6,
Новосибирск, 2015
13. Шалаева Г.П. Музыка, Москва, 2019
14. Онлайн уроки игры на блоклейте
https://m.youtube.com/playlist?list=PLo26Bl9yJxxoxjXUHO1YCgWTlO8aV2wkG
15. Блокфлейта вК https://m.vk.com/recorder_online

19

Раздел III. Рабочая программа воспитательной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество
развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании
подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица,
преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных
лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие
личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще
более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью
которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового
поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и
мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания
образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и
воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься
не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах
ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития
личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу,
Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных
и нравственных ценностей;
20

■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической
деятельности способствовать становлению личности каждого ребенка как гражданина
Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через
систему «коллектив-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся
через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и
поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в
использование историко - культурных традиций страны, родного города и области.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности
, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция учащегося;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика
При составлении плана воспитательной работы в объединении планируются мероприятия в
соответствии со следующими направлениями:
Направление I. «Моё Отечество».
Цель работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих
знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством.
Задачи работы в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального
саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы в направлении «Моё Отечество»:
- Беседы, акции.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление II. «Мой образ жизни»
Цель работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни,
ценности своего существования и ценности существования других людей, передача
учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и
негативного) опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру.
- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
21

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями культур различных народов и поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения
Формы работы в направлении «Мой образ жизни»:
- Беседы, акции, просмотр видеороликов и презентаций по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Интерактивные игры.
- Праздники, конкурсы, фестиваля.
- Изучение нравственного наследия мира.
Направление III. «Моя семья»
Цель работы в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и
педагога по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и
взаимодействия с людьми.
Формы работы в направлении « Моя семья »:
- Праздники семьи, участие в фестивалях и конкурсах
- Тематические занятия, посвященные датам календаря ( 8 марта, День Матери, День
Защитника Отечества, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для
демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание
понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями по сохранению
-физического и психического здоровья.
Формы работы в направлении « Моё здоровье»:
- изучение комплексов дыхательной гимнастики, пальцево-запястной гимнастики,
физкультурные пятиминутки на переменах;
- беседы с учащимися и родителями, консультации по вопросам сохранения здоровья
учащихся.
Направление IV. «Ранняя профориентация»
Цель работы: помочь учащимся определиться в выборе профессий
Задачи работы в направлении «Ранняя профориентация»:
- Знакомить учащихся с различными профессиями так или иначе связанными с музыкой:
музыканты исполнители, музыкальные педагоги, звукорежиссеры, дирижеры,
концертмейстеры.
Формы работы в направлении « Ранняя профориентация»:
- посещение концертов профессиональных музыкакнтов, мастер-классов в детской
филармонии, фестивалей музыкального творчества;
- беседы с учащимися и родителями, индивидуальные консультации.

План-сетка по направлениям

22

№
п/п

Форма и направленность воспитательного мероприятия

Месяц
проведения

Мое Отечество:
1

Участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Города

Сентябрь

2

Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства.

Ноябрь

3

«Квест Победы», участие в мероприятиях Центра Историкокультурного наследия г.Челябинска.

Май

Мой образ жизни:
4

Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
– городские, областные, всероссийские и международные

В течение
учебного года

5

Международный день музыки, беседа, викторина

Октябрь

6

Участие в концерте «Рождественский блюз» городского проекта
«Бэби джаз»

Декабрь

7

Всероссийская неделя музыки, участие в мероприятиях, концертах

8

Участие в акции ЧОУНБ «Библионочь»

9

Участие в праздновании Дня Славянской письменности

Март
Апрель
Май

Моя семья:
10

Концерт, посвященный Дню Матери

Ноябрь

11

Участие в городском семейном фестивале «Музыкальная семья»

Декабрь

12

Праздничные тематические занятия, приуроченные к датам 23
февраля, 8 марта

Февраль-март

13

Семейные посещения концертов в Челябинской филармонии

В течение года

14

Отчетные концерты учащихся для родителей

Апрель-май

Мое здоровье:
15

Неделя безопасности дорожного движения, беседы

23

Сентябрь

13

Всероссийский урок ОБЖ

Октябрь

14

Всемирный день иммунитета, беседа о здоровом образе жизни,
методах укрепления иммунитета

Март

Ранняя профориентация:

15

Посещение фестиваля «Бэби джаз»

Сентябрь

16

Посещение Детской филармонии

Согласно
афише

17

Беседа о профессиях, связанныхс музыкой, просмотр
видеоматериалов

24

май

Список используемой литературы
1.Воспитательная система: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл
развития человека, М.ЭксПо, 2013
4.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.М.:ВАКО,2009.
5. М.Казиник «Тайны гениев. Воспитание музыкой» ,М.:Экспо, 2011

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».