Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Цирковое творчество»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: углубленный
Возраст обучающихся: 8 - 14 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик:
Постовалова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования
г.Челябинск 2024
Содержание
Комплекс основных характеристик программы ............................................................3
Пояснительная записка .............................................................................................................3
Направленность программы ................................................................................................3
Актуальность программы ....................................................................................................3
Отличительные особенности программы .........................................................................4
Адресат программы ..............................................................................................................4
Возрастные особенности детей 8-10 лет ..........................................................................5
Возрастные особенности детей 11-14 лет ........................................................................5
Объем и срок освоения программы ......................................................................................5
Форма обучения .....................................................................................................................6
Формы организации образовательного процесса ...........................................................6
Методы организации образовательного процесса .........................................................6
Режим занятий .....................................................................................................................6
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................7
1.3. Планируемые результаты ..................................................................................................7
В конце 4-го года обучения: ................................................................................................7
В конце 5-го года обучения: ................................................................................................8
1.4.Содержание программы .........................................................................................................8
Учебно-тематический план .................................................................................................8
4 год обучения............................................................................................................................8
Содержание учебного плана 4 год обучения ..........................................................................9
Учебно-тематический план ...............................................................................................10
5 год обучения..........................................................................................................................10
Содержание учебного плана 5 год обучения ........................................................................11
2. Комплекс организационно педагогических условий .......................................................12
2.1.Календарный учебный график. ........................................................................................12
2.3.Формы аттестации ........................................................................................................14
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: ................................14
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: .....................14
2.4.Оценочные материалы ......................................................................................................15
2.5. Методические материалы ...............................................................................................15
2.6. Список литературы ...........................................................................................................16
1.
2
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Воспитание личности ребенка является одной из основных задач любого
цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей
подрастающего человека, формирование его физических и духовных качеств достаточно
разнообразны, а цирковое искусство всегда привлекает к себе детей.
Цирк таит в себе огромное богатство для успешного художественного и
нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону
искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – цирковое искусство
раскрывает и растит физические и духовные силы, воспитывает художественный вкус и
любовь к прекрасному. Особенность циркового искусства в том, что его природа
синтетична. Оно включает в себя: хореографию во всем своем разнообразии,
художественную и спортивную гимнастику, пластику, акробатику, йогу, музыку,
живопись, скульптуру. Движения в цирке – это то же самое, что цвет в живописи,
гармония в музыке и линия в композиции, они восхищают глаз и помогают эстетическому
и художественному восприятию циркового номера, а динамические качества движения
помогают раскрыть человеческие чувства.
Программа составлена на основе нормативно-правовой базы и специальной
литературой (список литературы прилагается ниже).
Программа «Цирковое творчество» рассчитана на 2 года и предполагает: общую
физическую подготовку и освоение ребенком основных цирковых жанров: пластики,
акробатики (сольной, парной и групповой), основ эквилибристики, игры хула-хупами,
жонглирования и «скакалки».
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 14 лет.
Программа направлена:
- на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического
воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных
двигательных задатков;
- на развитие физического и психологического здоровья детей;
- на развитие музыкальной памяти, чувства ритма;
- на развитие потребности к систематическим занятиям спортом.
Особое место занимает волевая подготовка. Она предусматривает выработку таких
качеств, как умение управлять своими эмоциями, проявлять настойчивость, преодолевать
усталость, плохое настроение, уметь побороть в себе чувство страха.
В программе усиливается познавательная деятельность за счет систематического
проведения бесед о цирковом искусстве, совместных фото и видео просмотрах, посещения
цирка, фестивалей, концертов с участием мастеров циркового искусства. Беседы
посвящены цирковым жанрам, спортивной гимнастике, акробатике, художественной
гимнастике, хореографии, балетам. Беседы и просмотры раскрывают детям красоту
движения человеческого тела, а так же красоту циркового искусства разных жанров и
народов.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов.
Физическому развитию детей уделяют мало внимания, как в дошкольном
образовательном учреждении, так и дома. Многие дети испытывают двигательный
дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме:
снижение силы скелетной мускулатуры, гибкости и подвижности суставов, координации
движений, выносливости и вызывает задержку возрастного развития ребенка.
Повышение интереса родителей к дополнительному образованию естественно: с
учетом увеличения умственной и уменьшением физической нагрузки в дошкольных
3
образовательных учреждениях, появляется необходимость в физическом развитии
ребенка.
Интерес детей к цирковому искусству на сегодняшний день огромен, благодаря
универсальности и разнообразию цирковых жанров – пластике, акробатике (сольной,
парной и групповой), игре хула-хупами, жонглированию, «скакалке» и доступности
достаточного количества недорогого и качественного спортивного оборудования.
Отличительные особенности программы
Новизна данной программы:
1 - Дети занимаются в разновозрастных группах. При этом более младшие дети
дошкольного возраста стремятся за более сильными, а старшие стремятся за более
пластичными малышами и те и другие развиваются быстрее и лучше, чем в группе со
своими сверстниками.
2 - “Гармоничная пластика” - развитие пластичности тела на основе единства
дыхания, движения, воображения.
3 - "Музыкальность движения" - развитие природного музыкально-двигательного
рефлекса и целостного музыкально-эстетического воспитания личности. Музыка источник движения.
Практическая значимость программы:
Дети, активно занимающиеся акробатикой, лучше своих сверстников успевают на
занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и, кроме того, меньше болеют
простудными заболеваниями. У ребенка формируется правильное, жизнеутверждающее
отношение к окружающему миру, трудолюбие, растет желание творить добро для близких
людей. Радостно-приподнятое настроение, возникающее под воздействием движения под
музыку, стимулирует все жизненно важные функции детского организма, способствует
формированию нравственного облика ребенка, становлению положительных черт
характера, а так же развитию индивидуальных психических качеств, таких как
восприятие, внимание, память, воображение, ассоциативное мышление, пробуждает
фантазию и творчество.
Занятия цирковыми дисциплинами развивают быстроту реакции, чувство
координации и ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат,
воспитывают высокие морально-волевые качества, культуру тела и в целом укрепляют
здоровье.
Основным жанром в цирковом искусстве является акробатика, благодаря
разнообразию видов, множеству упражнений и различных форм исполнения. Самое
интересное в акробатике то, что ее упражнения не имеют пределов сложности. Нет ни
одного, даже самого легкого, акробатического упражнения, для выполнения которого не
потребовалась бы сила. Занятия акробатикой развивают все группы мышц, вырабатывают
физическую силу, ловкость, выносливость, моторные способности, пластическую
выразительность и координацию движений, оказывают благотворное влияние на весь
организм в целом, придают фигуре красивую осанку, а так же способствуют воспитанию
волевых качеств ребенка.
Углубленный уровень программы используется как третья ступень освоения
навыков циркового искусства. Является логическим продолжением базового уровня.
Адресат программы
Программа разработана для детей от 8 до 14 лет.
На четвертый модуль программы принимаются дети, закончившие обучение по
базовой программе. Также, по результатам тестирования, на обучение по программе могут
быть приняты дети на четвертый или пятый модуль в зависимости от их результатов.
По данной программе могут заниматься дети с ОВЗ при наличии справки от врача с
разрешением заниматься акробатикой.
4
Учитывая специфику циркового искусства и необходимость индивидуального
подхода к каждому ребенку, для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей во
время учебно-тренировочного процесса и соблюдая санитарные нормы и требования к
возрасту детей, для планомерного распределения нагрузки оптимальное число учащихся в
группе составляет 8 - 10 человек.
Возрастные особенности детей 8-10 лет
Выбор соответствующих нагрузок для этой возрастной группы определяется
функциональными ресурсами всех органов и систем. Основным ориентиром служит
высокая потребность в двигательной активности. В этом возрасте у большинства детей
формируется стойкий интерес к физическим нагрузкам, происходит активное развитие
центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок может дольше удерживать
внимание на одном занятии и более скоординировано и четко делать различные
акробатические движения. Физическое развитие характеризуется быстрым ростом тела в
длину. В течение года рост, в среднем увеличивается на 7 см, масса тела возрастает на 6
кг. Происходит интенсивное увеличение костной основы трубчатых костей. Для этой
возрастной группы характерен рост позвонков, и увеличение подвижности всего
позвоночного столба, быстрое наращивание мышечной массы, в частности в области таза,
груди и спины, даже визуально видно округление фигуры. Желательно, чтобы ребенок
ежедневно выполнял упражнения для укрепления мышц, это поможет ему в
формировании правильной осанки.
Возрастные особенности детей 11-14 лет
При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны
чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.
Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс
окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения
подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на
расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком
резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие
значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо
переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный
бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно
мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении,
что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют
позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются
большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребенка представляется
весьма неустойчивой, у него легко возникает асимметричное положение тела. В связи с
этим можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических
напряжений. Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей
оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная
симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей
асимметричность бывает очень резкой. Поэтому при занятиях физическими
упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой
стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей,
воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при
занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и
предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия
акробатикой всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Мышечная система ребенка способна к интенсивному развитию, что выражается в
увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе,
а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.
Объем и срок освоения программы
5
Образовательная программа «Цирковое творчество» рассчитана на два года
обучения.
216 часов - 3 раза в неделю: по 2 учебных часа, длительность каждого учебного
часа: 45 минут.
Закончив углубленный уровень программы, обучающиеся выпускаются после
каждого модуля, и, при желании, могут продолжить обучение по программе «Цирковое
творчество» любого модуля.
Форма обучения
Форма обучения - очная.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой занятий организации образовательного процесса является занятие. В
процессе реализации программы используются различные формы учебных занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются фото и
видеоматериалами.
Практические занятия - дети осваивают основные акробатические элементы и
упражнения с предметами.
Занятие-постановка - разучивают этюды и цирковые номера, развиваются актерские
способности детей.
Занятие-репетиция - отрабатываются концертные номера.
Выездное занятие – участие в конкурсах и итоговом концерте.
Методы организации образовательного процесса
Словесные (объяснение сложных движений простым доходчивым языком)
Наглядные (просмотр фото и видео материала)
Словесно-образные (объяснение нового на словах)
Репродуктивные (делай как я)
«Дедуктивный» (от общего к частному)
«Индуктивный» (от частного к общему)
Программированного обучения (разделение изучаемого упражнения на
части в строго определенной последовательности, алгоритмическое
изучение особо сложных движений)
Режим занятий
Режим занятий по программе «Цирковое творчество» предусматривает следующий
график:
3 раза в неделю: по 2 учебных часа, длительность каждого по 45 минут с 5минутным перерывом между ними, итого за год 216 часов.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима
занятий учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
(вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы..."). Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)
6
1.2. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ программы:
Создание дружного разновозрастного детского циркового коллектива; гармоничное
развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных
способностей, укрепление физического и психологического здоровья, развитие
художественного вкуса и реализацию творческих способностей каждого ребенка.
ЗАДАЧИ программы:
Предметные:
обучение основам: пластики, акробатики: соло и дует и групповая;
обучение цирковым жанрам: хула-хупы, «скакалка», жонглирование;
обучение живому, чувственному восприятию музыки и отображению ее
содержания и характера в поставленных номерах.
Личностные:
развитие музыкальной памяти, чувства ритма, музыкальности и
образности мышления;
развитие потребности к самостоятельному творческому самовыражению;
развитие физического и психологического здоровья каждого ребенка.
Метапредметные:
совершенствование умений осознанного построения речевого высказывания в
устной форме;
совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
совершенствование способов позитивного взаимодействия со сверстниками;
совершенствование умения планировать собственную деятельность с учетом
требований ее безопасности;
совершенствование ормирование умения характеризовать явления (действия и
поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта.
1.3. Планируемые результаты
При освоении программы «Цирковое творчество» планируются следующие результаты:
В конце 4 модуля:
Предметные:
знать движения сольной акробатики
знать элементы акробатических троек
знать приемы безопасного падения в акробатике и самостраховки
знать основные движения цирковых жанров: «Скакалочка» и «Хула-хупы»
Личностные:
выполнять основные движения сольной акробатики
выполнять основные движения цирковых жанров: «Скакалочка» и «Хула-хупы»
выполнять основные элементы акробатических троек
чисто исполнять 3 номера в разных цирковых жанрах
Метапредметные:
формировать умения адекватно оценивать собственное поведение
развивать умения самоконтроля
формировать умение действовать по алгоритму
7
В конце 5 модуля:
Предметные:
знать движения классического танца
знать фигуры сольной и групповой акробатики
знать основные движения циркового жанра: «Жонглирование»
Личностные:
выполнять основные движения классического танца, сольной и групповой
акробатики
выполнять основные движения циркового жанра: «Жонглирование»
чисто исполнять 3 номера в разных цирковых жанрах
Метапредметные:
уметь адекватно оценивать собственное поведение
владеть самоконтролем
уметь действовать по алгоритму
1.4.Содержание программы
Учебно-тематический план
4 модуля
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
ОФП. ИТБ. Вводная беседа.
16
1
15
Сольная акробатика.
50
1
49
Диагностика акробатики
2
-
2
Хула-хупы.
32
1
31
Открытый урок "Минута славы"
2
-
2
Диагностика хула-хупы
2
-
2
Постановка номера с хула-хупами
14
-
14
Акробатические тройки.
30
1
29
8
Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
"Мама, папа и я - спортивная семья"
веселые старты
2
-
2
Диагностика выполнения акробатических
пирамид
2
-
2
Постановка номера
14
-
14
Скакалки.
28
1
27
Диагностика прыжков на скакалке
2
-
2
Постановка номера со скакалками
14
-
14
Ранняя профориентация
Участие в итоговом концерте
4
2
2
-
2
2
216
7
209
Итого
Содержание учебного плана 4 модуля
Общая физическая подготовка
ИТБ.
Вводная беседа.
Комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета
Сольная акробатика
Шпагаты с провисанием двух ног
"Капелька" на одну ногу
Равновесия стоя на полупальце
Мостик из равновесия
"Совенок"
"Крокодил"
Шпагат в прыжке с вальсета
Переворот вперед на одну руку
Переворот со сменой ног
Ходьба на руках
Стойка на предплечьях
Стойка на руках
Стойка на груди
Диагностика акробатики
9
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Концерт,
отзывы
Хула-хупы
Вращение нескольких обручей одновременно на теле
Вращение нескольких обручей одновременно на руках
Опускание одного обруча во вращении по телу
Вращение обруча на ноге
Поднимание обруча с пола во вращении без рук
Восьмерки
Открытый урок "Минута славы"
Диагностика хула-хупы
Постановка номера с хула-хупами
Акробатические тройки
Стойки с поддержкой
Поддержки в шпагате
Поддержки в равновесии
Поддержки в мостике
Поддержки в стойке на груди
"Мама, папа и я - спортивная семья" веселые старты
Диагностика выполнения акробатических пирамид
Постановка номера
Скакалки
Прыжки на скакалке с поворотом
Двойной прыжок на скакалке
Вращение большой скакалки в акробатических фигурах
Вход в скакалку и выход из неё колесом, переворотом
Прыжки через скакалку с акробатическими фигурами
Диагностика прыжков на скакалке
Постановка номера со скакалками
Участие в итоговом концерте
Учебно-тематический план
5 модуля
№
п/п
Название раздела, темы
ОФП. ИТБ. Вводная беседа
Сольная акробатика.
Диагностика акробатики
Постановка номера сольной акробатики
Количество часов
Формы аттестации/
Всего
Теори Практ контроля
я
ика
16
1
15
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
58
1
57
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
2
2
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
14
14
Педагогическое
10
Основы классического танца.
Вводная беседа.
22
1
21
Открытый урок "Минута славы"
2
-
2
Диагностика основ классического танца
2
-
2
Групповая акробатика.
Вводная беседа.
58
1
61
Диагностика построения пирамид
2
-
2
Групповая акробатика. Постановка номера
14
-
14
Жонглирование.
Вводная беседа.
18
1
17
Диагностика жонглирование
2
-
2
Ранняя профориентация
Участие в итоговом концерте
Итого
4
2
216
2
7
2
2
209
Содержание учебного плана 5 модуля
Общая физическая подготовка
ИТБ.
Вводная беседа.
Комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета
Сольная акробатика
Шпагат с захватом 2 руками прямой ноги сзади
Затяжки
Равновесия без рук
"Крокодил" на одной руке
Шпагат в прыжке
Повороты в стойке на руках
Перекат в мостик из стойки на груди
"Мексиканка"
Стойка на одной руке
11
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Педагогическое
наблюдение
Концерт, отзывы
Спичаг
Фляк
Диагностика акробатики
Постановка номера
Основы классического танца
Вводная беседа. Позиции ног и рук.
Постановка корпуса. Батман тандю
Деми и гранд плие
Батман жете
Порт де бра
Открытый урок "Минута славы"
Маленькие позы
Диагностика основ классического танца
Групповая акробатика
Вводная беседа.
Построение симметричных пирамид
Построение асимметричных пирамид
Построение двухэтажных симметричных пирамид
Построение двухэтажных асимметричных пирамид
"Мама, папа и я - спортивная семья" веселые старты
Построение трехэтажных симметричных пирамид
Построение трехэтажных асимметричных пирамид
Построение двухэтажных замкнутых пирамид
Построение трехэтажных замкнутых пирамид
Диагностика построения пирамид
Постановка номера
Жонглирование
Вводная беседа.
Жонглирование мячом
Жонглирование булавами
Каскад тремя платочками
Диагностика жонглирование
Участие в итоговом концерте
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.Календарный учебный график.
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность
учебного года
(недель/часов)
Продолжительность
учебного занятия
Углубленный уровень
Углубленный уровень
4 модуль
5 модуль
01.09.2024
36 недель/
216 часов
01.09.2024
36 недель/
216 часов
45 минут
45 минут
12
Периодичность занятий
3 раза в неделю по 2 занятия,
итого 6 занятий в неделю
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
29.12. 2024
3 раза в неделю по 2
занятия, итого 6 занятий в
неделю
29.12. 2024
13.05.2025
15.05.2025
13.05.2025
15.05.2025
Каникулы зимние *
01.01.2025-09.01.2025
01.01.2025-09.01.2025
Каникулы летние
01.06.2025-01.09.2025
01.06.2025-01.09.2025
Примечание
13
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
I.
II.
III.
IV.
Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
Материально-техническое обеспечение:
Хореографический класс или спортзал с естественным и
искусственным освещением.
Шкаф для хранения: аудио и видео материалов, методической
литературы, наглядных пособий и др.
Зеркальная стенка
Гимнастические маты
Хореографические станки
Гимнастическая стенка
Музыкальный центр
Стенд для размещения текущей информации
Обручи диаметром: 50, 60, 70 и 80см.
Кольца, булавы, теннисные мячики и ракетки для жонглирования
Веревочные скакалки разной длины и толщины
Костюмы для участия в концертах и конкурсах
Информационное обеспечение:
o Видеокассеты и DVD с записью балетов и концертных выступлений
российских и зарубежных коллективов
o Компьютерная обучающая программа: «Спортивная гимнастика»
o Книги по различным цирковым и хореографическим жанрам.
o Методическая литература
o Аудио кассеты и SD с записями детской, эстрадной, классической и
инструментальной музыки.
o Наглядные пособия:
«Азбука балета»
«Музыкальный словарик»
«Путешествие по гимнастическому залу»
Кадровое обеспечение:
Педагог с высшей квалификационной категорией.
С высшим профессионально-педагогическим образованием.
Умеющий, заинтересовать своей работой и доказать ее эффективность.
2.3.Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Входящий: опрос детей, материалы анкетирования и тестирования.
Текущий: наблюдения за степенью усвоения программы, фото и видеозаписи, отзывы
детей и родителей.
Итоговый: участия в концертах и конкурсах, грамоты, дипломы, благодарственные
письма, портфолио детей и коллектива.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Выставка фотографий, готовые концертные и конкурсные номера, диагностические
карты, защита творческих работ, конкурс, концерт, открытое занятие, портфолио,
поступление детей в профессиональные образовательные организации по профилю,
праздник, соревнование, фестиваль и др.
14
2.4.Оценочные материалы
Диагностика проводится в каждом году обучения после изучения темы сольная
акробатика и по ее результатам дети переводятся на следующий год обучения.
Критерии оценки полученных результатов:
5 баллов - правильное исполнение движений, упражнений, заданий
4 балла - исполнение движений, упражнений, заданий с 1 - 3 ошибками и их
самостоятельным исправлением
3 балла - исполнение движений, упражнений, заданий с 4 и более ошибками и их
исправление с помощью педагога
2 балла – знание, но неумение выполнить движение, упражнение, задание
1 балл – незнание и неумение выполнить движение, упражнение, задание
2.5. Методические материалы
Организация образовательного процесса – очное обучение.
Методы обучения:
1 - Словесные (объяснение сложных движений простым доходчивым
языком)
2 - Наглядные (просмотр фото и видео материала)
3 - Словесно-образные (объяснение нового на словах)
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия:
Беседы, практические занятия, постановки, репетиции, посещение концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей, открытые занятия, соревнования, экскурсия.
Педагогические технологии:
1.
технология индивидуализации обучения
2.
технология группового обучения
3.
технология коллективного взаимообучения
4.
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: построение, ходьба, бег, прыжки.
Основная часть: общеразвивающие упражнения,
упражнения на растяжку,
упражнения на развитие силы мышц,
обучение акробатическим упражнениям,
обучение работе с предметами.
Заключительная часть: подвижные и малоподвижные игры,
самомассаж
упражнения на расслабление и дыхание.
Дидактические материалы:
o Раздаточный материал:
- обручи
15
o
o
o
o
o
o
- мячи
- скакалки
- булавы
- кольца
Схемы элементов жонглирования
Схемы элементов со скакалкой
Фото акробатических элементов
Фото элементов парной акробатики
Фото элементов групповой акробатики
Фото элементов с хула-хупами
2.6. Список литературы
Ю.В. Менхин, А.В. Менхин «Оздоровительная гимнастика», Ростов-на-Дону 2002г.
Н. Александрова, Н. Макарова «Джаз-танец», Санкт-Петербург 2012г.
Н.Э. Бауман «Искусство жонглирования», Москва 1962г.
Н. Базарова, В.Мей «Азбука классического танца» Москва 2006г.
В.Р.Бейлин, А.Ф.Зеленко, В.И.Кожевников «Обучение акробатическим
упражнениям», Челябинск 2006г.
6. Г. Боброва «Искусство грации», Ленинград 1986г.
7. Л.М. Буц «Для вас девочки», Москва 1988г.
8. А.Я. Ваганова «Основы классического танца», Москва 2006г.
9. Т.К. Васильева «Секрет танца», Санкт-Петербург 1997г.
10. А.Д. Викуов, И.М. Бутин «Развитие физических способностей детей», Ярославль
1996г.
11. Е.И. Гульянц «Музыкальная грамота», Москва 1997г.
12. Ш.Э.Гусак «Групповые акробатические движения» Пермь 2008г.
13. А.Ф.Зеленко, В.И.Кожевников, А.Б.Соловьев «Базовые акробатические
упражнения» Челябинск 2006г.
14. М.А.Земтин «Акробатические упражнения» Пермь 2007г.
15. А.Ф.Ирхин «Техника безопасности в цирке» Москва 2006г.
16. Е.Г. Котельникова «Биомеханика хореографических упражнений», Ленинград
1980г.
17. Колодицкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»,
Москва 1998г.
18. В.П.Коркин «Акробатика» Москва 2009г.
19. Л.И. Латохина «Творим здоровье души и тела», Санкт-Петербург 1997г.
20. Лисицкая «Ритм и пластика», Москва 1987г.
21. Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии», Москва 1979г.
22. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль 1997г.
23. Э.Н. Певхенен «Классический танец», Челябинск 1990г.
24. Т.В. Пуртова «Учите детей танцевать», Москва 2004г.
25. Т.Т. Ротерс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика»,
Москва 1989г.
26. М.В. Смирнова «Классический танец», Москва 1988г.
27. Тобиас и Стюарт «Растягивайся и расслабляйся», Москва 1994г.
1.
2.
3.
4.
5.
16
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополнительной общеразвивающей программе
«Цирковое творчество»
Возраст обучающихся: 8 - 14 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик:
Постовалова Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Челябинск 2024
17
Оглавление
3.1. Пояснительная записка рабочей программы воспитательной деятельности…………18
3.2. Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики…..20
3.3. Методы оценки результативности выполнения программы…………………………21
3.4. План воспитательной работы (по направлениям)…………………………………….22
3.5. Содержание программы воспитательной работы……………………………………..23
3.6. Список литературы к программе воспитательной деятельности…………………….26
18
3.1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
«Цирковое творчество» для реализации в детском объединении «Атлантик», возраст
обучающихся 8 - 14 лет, с целью организации воспитательной работы с обучающимися.
Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется параллельно
с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Воспитание – это процесс передачи опыта старшего поколения молодому
подрастающему поколению с целью подготовки их к жизни и труду. Воспитательный
процесс направлен на целостное формирование личности. Воспитательная работа
осуществляется через содержание бесед и все практические занятия учебного процесса,
тесты, тренинги, игры, прогулки, экскурсии, выступления на концертах и конкурсах.
ЦЕЛЬ:
Воспитание гармонично развитой личности.
ЗАДАЧИ:
- воспитание привычки к здоровому образу жизни;
- формирование положительного отношения к труду, к поиску знаний, к
систематическим занятиям спортом;
- приобщение к культуре поведения, общения, музыке, различным видам
хореографического и циркового искусства;
- воспитание потребности к систематическим занятиям спортом в свободное время;
- воспитание положительных черт характера, положительной самооценки;
- формировать дружного разновозрастного коллектива;
- оказание помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с:
физическим и психологическим здоровьем, социальным положением, эффективной
межличностной коммуникацией.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования и
развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовнонравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к
жизни в современном обществе, что в виду больших информационных объемов и
трудоемкости учебных дисциплин, основных и дополнительных общеобразовательных
программ, достигается, в настоящее время, крайне сложно.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу и воспитательную работу всей
образовательной организации. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией
дополнительной общеобразовательной программой осуществлять воспитательный
процесс в детском объединении.
В результате такого подхода создается воспитательная среда, уникальная для
данной направленности образовательной деятельности педагогов, данного объединения.
Программа учитывает условия, существующие в учреждении, индивидуальные
особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования, в зависимости от
направленности, реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной
программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями
обучающихся детей.
19
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием, для
педагога дополнительного образования (лица ответственного за разработку мероприятия),
является соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям и
задачам воспитательной работы, отраженным в содержании настоящей программы,
основным направлениям и принципам воспитательной работы, направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы,
психофизиологическими
обучающихся.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой «Цирковое творчество», адресатом которой являются
обучающиеся 8 - 14 лет. На данном образовательном уровне, главной целью является
развитие личностных качеств обучающихся детей, воспитательный процесс в творческих
объединениях направлен на выработку потребностей к учебно-познавательной, трудовой,
творческой, социальной деятельности, развитию собственной личности – саморазвитию,
их дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и осознание
необходимости взаимодействия с ним, выработка социально-активной позиции личности.
Формирование и развитие этических принципов личности обучающихся, волевых
способностей и личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Патриотическое воспитание.
Это направление строится на основе формирования у детей высоких моральных
качеств, любовь к Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия,
развития качеств личности гражданина, отвечающих национально-государственным
интересам России, гордости и ответственности за принадлежность к своему коллективу,
району, городу.
Нравственное воспитание.
Это направление строится на основе общей системы всестороннего развития
личности, приобщения детей к моральным ценностям человечества, формирование
моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Физкультурно-спортивное воспитание.
Это направление строится на основе здоровьесберегающих технологий и
направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и
функций организма человека, формирование физической культуры личности,
формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений,
навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни,
негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.
Ранняя профориентация.
Это направление призвано помочь детям определиться с выбором профессии. Это:
беседы о цирковых профессииях, встречи и мастер-классы с цирковыми артистами,
посещение цирковых представлений и просмотр различных видеоматериалов о цирке.
Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление
традиций коллектива. В нашем коллективе «Атлантик» есть свои традиции. Ежегодно
проводятся тематические занятия:
День знакомств «Друзья знакомые и не знакомые»
Конкурс талантов «Минута славы»
Веселые старты «Папа, мама и я – спортивная семья»
Принципы воспитательной работы:
Принцип связи воспитания с жизнью.
Воспитание строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его
развития, отвечать его потребностям.
Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе согласованы между
собой цели и задачи, содержание и средства.
20
Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности.
В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного
процесса предлагает те виды деятельности, которые стимулируют активность детей, их
творческую свободу, но сохраняют при этом руководящие позиции.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к
нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии,
взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип опоры на положительное в личности ребенка.
В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного
процесса педагог верит в стремление ребенка быть лучше, и сама воспитательная работа
должна поддерживает и развивает это стремление.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения
основано на позитивных межличностных отношениях.
Основные воспитательные мероприятия:
a. день знакомств детей в группах
b. просмотр конкурсных выступлений и их обсуждение
c. проведение тематических праздников
d. культпоход в цирк и на концерты других цирковых коллективов города
e. тематические беседы
f. оформление зала к праздникам
g. проведение открытых уроков для родителей
h. выступления на концертах и конкурсах различного уровня
Важное место в воспитательной работе отводиться участию в концертах и
конкурсах. Кроме воспитания у детей формируются понятия об общечеловеческих
ценностях. Участие в концертах и конкурсах воспитывает в детях не только стремление к
достижению победы, но и проявление морально-волевых качеств. В спортивной среде
заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования,
самоопределения. Участие в концертах и конкурсах дает возможность ребенку испытать
самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе
длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями;
возможность сравнить свои способности со способностями других детей, а также с теми
способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается
правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная
мотивация по соблюдению здорового образа жизни.
3.2. Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания представляет собой
систему диагностических исследований, направленных на:
изучение состояния воспитания;
оценку состояния воспитания;
прогноз развития воспитания;
выработку мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных
негативных процессов.
В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы
выступают:
личность самого воспитанника
нравственный уклад в группе и в коллективе (создание условий)
21
родительская общественность.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации
программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития
обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и
социализации обучающихся;
— принцип
личностно-социально-деятельностного
подхода ориентирует
исследование эффективности деятельности гимназии на изучение процесса воспитания и
социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития:
социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип
объективности предполагает
независимость
исследования
и
интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для
исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной
профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип
детерминизма
(причинной
обусловленности) указывает
на
обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и
психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых
негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
3.3. Методы оценки результативности выполнения программы.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
обучающихся предусматривает использование следующих методов:
• тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень
соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и
социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения
обучающимися ряда специально разработанных заданий.
• опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях
обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по
воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы
анкеты;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении
тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью
получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
• наблюдение — педагогический метод исследования, заключающийся в
целенаправленном восприятии особенностей, закономерностей развития и воспитания
обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих
видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или
неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он
оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых
параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации
обучающихся.
Особенности диагностики результатов:
комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения
поведения обучающихся в реальной жизни);
объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога,
родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или
иному ученику.
корректность в интерпретации данных;
22
индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются
средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между
ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения
подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
3.4. План воспитательной работы (по направленностям)
№
п/п
Форма и направленность воспитательного мероприятия
Месяц
проведения
Гражданско-патриотическая направленность:
1
«Знают дети – правила эти» воспитательное занятие по ПДД
Сентябрь
2
Участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Города
Сентябрь
3
Беседа с мастер-классом «Стань светлее и заметнее на дороге»
4
«Квест Победы», участие в мероприятиях Центра Историкокультурного наследия г.Челябинска.
Ноябрь
Май
Культурологическая направленность:
5
Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
– городские, областные, всероссийские и международные
В течение
учебного года
6
«Минута славы»
Декабрь
7
Международный день цирка, беседа, викторина
Апрель
8
Участие в акции ЧОУНБ «Библионочь»
Апрель
Духовно-нравственная направленность воспитательной работы:
9
Концерт, посвященный Дню Матери
Ноябрь
10
«Права и обязанности ребенка»
Декабрь
Физкультурно-оздоровительная направленность, ОБЖ:
11
Правила поведения в спортивном зале на занятиях по акробатике
Сентябрь
12
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Октябрь
13
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
14
Пожарная безопасность
Февраль-Март
Май
23
Экологическая направленность:
15
Участие в акции «Разделяйка», акция «Как прекрасен этот мир»,
сбор батареек и макулатуры.
ежемесячно
Ранняя профориентация:
16
Беседа о цирковых профессиях с видеопросмотром
Октябрь
17
Мастер-класс с артистом цирка Жуматаевым Рахимжаном
Бахчановичем
Январь
18
Посещение циркового представления
В каникулы
3.5. Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении детей зависит от
направленности дополнительной общеобразовательной программы и от возраста детей.
Сроки и формат мероприятий корректируются в соответствии с календарем
образовательных событий города, планом районных и городских массовых мероприятий,
имеющих воспитательное значение.
В зависимости от нормативно-правовых документов органов управления
образованием, определяющих направления и тенденции развития воспитательной работы
в образовательных учреждениях, содержание воспитательной работы по реализуемой
программе воспитательной деятельности в МБУДО «ЦВР «Радуга» направлениям может
быть скорректировано либо изменено с учетом соответствующих тенденций.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
Включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России); с символикой родного города и области –
герб, флаг
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной
стране, о столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Мероприятие 1. «Знают дети – правила эти» воспитательное занятие по ПДД
Содержание: Беседа о правилах дорожного движения, викторина на знание ПДД. Беседа
об ответственности пешеходов и водителей на дороге. Просмотр видеороликов и
презентаций, рекомендованных ГИБДД для учащихся.
Мероприятие 2. Участие в мероприятиях, посвященных Дню города
24
Содержание: По приглашению Министерства культуры ученики объединения
ежегодно принимают участие в концертных программах на различных праздничных
площадках Челябинска
Мероприятие 3. «Стань светлее и заметнее на дороге»
Содержание: Беседа о ПДД в темное время суток, об ответственности пешеходов и
водителей на дороге. Просмотр видеоролика.
Мероприятие 4. «Квест Победы»
Содержание: Ученики объединения создают команду и участвуют в мероприятии
«Квест Победы», проводимом Центром историко-кукльтурного наследия Челябинска. Это
квест по памятным местам Челябинска, связанным с героическим вкладом Челябинска
(Танкограда) в годы ВОВ в победу над фашистами. Ребята изучают исторню Челябинска
военных лет, географию родного города, учатся работать в команде.
Культурологическая направленность
Культурологическая направленность воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к
отечественным и общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и понимания
красоты человеческой души, эстетических качеств детей;
- воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через
ощущения гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих взаимоотношений,
как духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра.
Мероприятие 5. Организация участия в фестивалях и конкурсах различного уровня
– городские, областные, всероссийские и международные
Содержание: В течение всего учебного года солисты и группы детей готовят
конкурсные и концертные номера, которые достойно представляют на фестивалях и
конкурсах, при этом знакомясь с творчеством других цирковых коллективов.
Мероприятие 6. «Минута славы»
Содержание: Каждый ребенок совместно с педагогом готовит свой небольшой
сольный номер. И на открытом занятии для родителей и участников коллектива
показывает свой подготовленный номер.
Мероприятие 7. Международный день цирка, беседа, викторина
Содержание: Беседа о цирке, его истории и основных жанрах. Просмотр и
обсуждение видеозаписей цирковых номеров ведущих артистов цирка и просмотр
цирковых номеров в исполнении детей в этом же жанре циркового искусства.
Мероприятие 8. Всероссийская библионочь в ЧОУНБ.
Содержание: Мероприятия библионочи самого широкого спектра познавательной
и культурной направленности – концерты, мастер-классы, встречи со знаменитыми
писателями, лекции и посещение выставок.
Духовно-нравственная направленность
Включает в себя:
- Формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностносмысловой сферы, средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых
национальных ценностей;
- Развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры,
ответственности, уважения, чести, справедливости;
25
- Формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся
детей;
- Расширение интеллектуальных знаний, обучающихся в области морали и этики,
ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами;
Мероприятие 9. Концерт, посвященный Дню Матери
Содержание: Ученики готовят концерные номера, стихи, подарки своим мамам,
бабушкам. Концерт проводится в очном или онлайн формате.
Мероприятие 10. «Права и обязанности ребенка»
Содержание: Беседа о правах и обязанностях детей. Правила общения со сверстниками, с
родителями, со старшим поколением и с незнакомцами. Что делать если ты потерялся.
Просмотр видеороликов и презентаций.
Физкультурно-оздоровительная направленность и ОБЖ
Включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся
детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости,
морально-волевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового и безопасного образа
жизни, формирование потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа
жизни, формирование устойчивых представлений о пользе и необходимости физического
развития.
Мероприятие 11. Правила поведения в спортивном зале на занятиях по акробатике
Содержание: Беседа по ТБ на занятиях, форме одежды и прически для занятий.
Правила разминки, соблюдение дистанции, правила работы с предметами.
Мероприятие 12. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Содержание: Беседа о правильном питании в какое время и что лучше кушать. О
здоровой пище, еда полезная и вредная по составу. Полезные и вредные привычки.
Компьютер, телевизор, телефон – польза и вред. Просмотр видеороликов и презентаций.
Мероприятие 13. Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Содержание: Большой спортивный праздник – соревнования детей совместно с их
мамами и папами в одной команде.
Мероприятие 14. Пожарная безопасность
Содержание: Требования пожарной безопасности. Первичные средства тушения
пожаров и противопожарный инвентарь. Правила оказания помощи при термических
ожогах кожи, профилактика безопасности и защита от пожаров. Права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности
Экологическая направленность
Включает в себя:
- Формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения
к окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- Расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей
среды;
26
- Развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и
явлений;
- Формирование экологического мировоззрения обучающихся, основанного на
естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убежденность
детей в единстве человека и природы;
Мероприятие 15. Участие в акции «Разделяйка»
Содержание:
В объединении организован сбор батареек и макулатуры –
использованные батарейки, ненужные листочки, тетрадки, картон ребята собирают и раз в
месяц все это вторсырье сдается на акциях челябинского волонтерского движения
«Разделяйка».
3.6. Список используемой литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
А.С.Макаренко «Моя система воспитания», Москва 2016г.
А.С.Макаренко «О воспитании», Москва 1986г.
В.А.Сухомлинский «Сто советов учителю», Киев, 1986г.
Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации»
Закон Российской Федерации «О физической культуре»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Методические рекомендации по организации воспитательной работы в учреждениях
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, М., 2002г.
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ
Письмо Министерства образования Российской Федерации № 20-52-1350/20-5 от
29.03.2001 г.
27