ДООП Развитие речи (с) 2024-25

Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы <<Радуга>> г. Челябинска
45402l, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, телlфакс: 8 (З51)'792-94-04, mudod-гaduga@maiI.ru

Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа2024г.
Протокол Nч 1

'ДО

Утверждато
ЦВР кРадуга>

.Н. Старастиванская
22-у от 26 августа 2024г,

ДОШОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБ Щ Е РАЗВИВАЮ IЦАЯ IIРОГРАММА
<<Развитие

речи>>

Адаптированная программа

Направленность: социztпьно-ryманитарная

Уровень программы : стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы:

1 год

(l44 часа)

Разработчик:
Леонова Елена Ивановна,
педагог дополнителъного образования

Челябинск 2024

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе – это система процессов взаимодействия
людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого
индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Полноценное
владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения
задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Успешное развитие речи
в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического
обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
Программа «Развитие речи» направлена на социальное, культурное, познавательное
развитие личности, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, рассчитана на 1
год обучения и предназначена для детей от 5 до 6 лет. Программа «Развитие речи» является
программой стартового уровня, относится к социально-гуманитарной направленности.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными нормативными и правовыми документами, локальными
актами МБУДО «ЦВР «Радуга».
Актуальность программы
В дошкольном возрасте закладываются творческие и образовательные траектории
личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии человека.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности
ребенка к школе и успешности обучения в ней. Недостатки речи могут привести к
неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. К сожалению,
количество детей с дефектами речи год от года растет, поэтому актуальность введения
образовательной программы «Развитие речи» в программу по подготовке ребенка к обучению
в школе очевидна.
Отличительные особенности программы
Данная образовательная программа предполагает работу над совершенствованием
звуковой культуры речи, формированием правильного грамматического строения речи,
формированием словаря, развитием творческих способностей детей. Это определяет
основные направления работы. В 2021 году программа «Развитие речи» дополнена Рабочей
программой воспитательной деятельности с целью формирования и развития у
обучающихся детей системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и социализации в
соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами как основы их
воспитанности. В 2022 году программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 5 до 6 лет. В объединение «Развитие
речи» принимаются все желающие без специального отбора с разрешения родителей. В
процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа «Развитие речи» стартового уровня рассчитана на один
год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных и необходимых для
освоения программы, составляет 144. Форма обучения - очная. При необходимости
возможно применение дистанционных технологий.
Режим организации занятий
Решение задач обучения осуществляется в процессе занятий по развитию речи с
детьми 5-6 лет два раза в неделю. Занятие длится 30 минут и дополняется переменой,
включающей в себя активно-подвижные игры.
1.2. Цель и задачи программы
Цель образовательной программы «Развитие
речи» – овладение

дошкольниками нормами речевой культуры, развитие интереса к собственной речи и
речи окружающих.
Задачи обучения
Предметные:
1. Обеспечить осознанное усвоение лексического запаса языка, овладение правильным
грамматическим строем речи;
2. Способствовать формированию диалогической и монологической речи;
3. Помочь в овладении
речезвуковой
символикой,
лежащей
в
основе
обозначения звуков буквами;
4. Обучить слого-звуковому анализу и чтению слов;
Метапредметные:
1. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, внимание;
2. Способствовать развитию литературно-творческих способностей;
3. Развивать коммуникативные качества;
Личностные:
1. Прививать интерес к чтению, любовь к книге;
2. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы «Развитие речи» (стартовый уровень)
(дети 5-6 лет)

№

Разделы, название темы

I.

Введение в образовательную
программу. Звуки вокруг
нас. Входная диагностика.
Вводный инструктаж.

Общее
кол-во
часов

Теория
часы

2

1

Прак
тика

Формы
организа
ции
занятий

Формы
аттестац
ии
(контрол
я)

1

Беседа

входной

Добуквенный период (овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней)

II.

III.

16

16

52

52

Гласные звуки

Согласные звуки

V.

Текущий

Текущий,
Беседа,
практичес периодич
еский
кое
занятие

Моделирование слов

Текущий
Беседа,
практичес
кое
занятие

Развитие речи

Текущий
Беседа,
практичес
кое
занятие

20
IV.

Практиче
ское
занятие

26

1

19

26

VI.

VII.

Развитие мелкой
моторики, графических
навыков и
артикуляционного
аппарата
Заключительное занятие.
Итоговая аттестация.
Итого

26

26

1

2

144

итоговый
Беседа,
практичес
кое
занятие

1

3

Текущий
Беседа,
практичес
кое
занятие

141

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало занятий по программе – с 1 сентября. Учебный год рассчитан на 36 недель.
Регламент образовательного процесса:
Продолжительность рабочей недели – 6 дней. График работы учреждения – 7 дней.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлением
Правительства РФ.
Занятия в объединении проводятся по расписанию 2 раза в неделю. Занятия в
объединении в период весенних и осенних школьных каникул проводятся по обычному
утвержденному в образовательной организации расписанию. Допускается изменение
форм занятий в соответствии с календарно–тематическими планами дополнительной
образовательной программы.
2.2. Условия реализации программы
Кадровые условия для реализации программы «Развитие речи»
Данная программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного
и дошкольного образования специалистами, имеющими высшее или среднее
педагогическое образование, владеющими современными педагогическими технологиями.
Материально-технические условия для реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
Наличие материально-технического обеспечения:
1.
Отдельное помещение с естественным и искусственным освещением.
2.
Шкафы для хранения дидактических, раздаточных и наглядных материалов;
рабочих тетрадей, канцелярских принадлежностей.
3.
Столы, стулья в достаточном количестве для группы детей.
4.
Рабочий стол педагога.
5.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
6.
Доска с магнитным покрытием.
7.
Методический комплекс (разработки, плакаты, пособия, схемы).
8.
Диагностические материалы (методика диагностики, карты наблюдений).
Информационные ресурсы
В процессе работы используются материалы сайтов:
1.
Пальчиковая
гимнастика
и
стихи
о
звуках
и
буквах
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/05/12/palchikovayagimnastika-i-stikhi-o-zvukakh-i
2.
Загадки https://deti-online.com/zagadki/
I.
II.

3.
Чистоговорки
https://ds3lub.edu.yar.ru/stranichka_vos/batina_s_dot__yu_dot_/kartoteka_chistogovorok_na_vse_gruppi_
44.html
2.3. Формы аттестации и контроля
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Предусмотрено проведение промежуточной (в конце 1-го полугодия обучения) и итоговой
(в конце года обучения) аттестации.
Формы отслеживания и фиксации результатов
Формами отслеживания и фиксации результатов являются журнал посещаемости,
аналитические справки, грамоты и дипломы по итогам участия в конкурсах и акциях,
карты диагностики, материалы опросников, тестов, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов
Образовательные результаты могут быть продемонстрированы в виде внутренних и
внешних мероприятий; сопровождавшей мероприятия документации, фото и
видеоотчетов; аналитического материала/справки по итогам проведения диагностики,
открытых занятий.
2.4. Оценочные материалы
Для диагностики результативности реализации образовательной программы
педагог использует Диагностический комплекс, который представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Б
к программе. Сопоставление данных первоначальной и повторной диагностики дает
представление о результативности процессов обучения и развития ребенка. По итогам
диагностики детям, показавшими недостаточный уровень освоения материала программы,
оказывается необходимая помощь, проводится коррекция.
Мониторинг результативности образовательной деятельности обучающихся
представлен в ПРИЛОЖЕНИИ В. Мониторинг общего развития обучающихся – в
ПРИЛОЖЕНИИ Г.
2.5.
Методические материалы
В основу построения программы легли следующие психолого-педагогические
принципы, отражающие представление о самоценности дошкольного возраста и его
значении для становления и развития личности ребенка:
1). Личностно-ориентированные принципы;
2). Культурно-ориентированные принципы;
3). Деятельностно-ориентировочные принципы:
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребенка, а не дублируют школу.
Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными
методами. При их отборе учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы
по данному разделу. Чередование методов и приемов в ходе занятия зависит от
последовательности решаемых учебных задач, которые могут группироваться по их месту
в процессе усвоения универсальных учебных действий.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия – беседа, игра, конкурс, праздник,
практические упражнения.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология
игровой деятельности, технология коллективно творческой деятельности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы (Радуга> г. Челябинска

@oЛoДoГBapдeйцeв,60-a,тел/фaкс:8(з5|)192-94-04,mudodraduga@mail.ru

Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа 2024г.
Протокол NЪ 1

,f;"!,З!"! y;n

:.iil"lЦЦjИ

tffi

Утверждаю
МБУДО L{BP <Радуга>
О.Н. Старастиванская
-у от26 августа 2024r.

Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополнительной обrцеразвиваюrцей программе
<<Развитие речи>)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации:

1

учебный год

Разработчик:
леонова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования

Челябинск2024

3.1. Пояснительная записка рабочей программы воспитательной деятельности
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
«Развитие речи» для реализации в детском объединении «Развитие речи (с)», возраст
обучающихся 5–6 лет, с целью организации воспитательной работы с обучающимися.
Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется параллельно с
выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся детей системы
нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их
личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи программы:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся;
- развитие волевых качеств обучающихся;
- воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
- приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования и
развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовнонравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к
жизни в современном обществе.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу и воспитательную работу всей
образовательной организации. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией
дополнительной общеобразовательной программы осуществлять воспитательный процесс
в детском объединении. В результате такого подхода создается воспитательная среда,
уникальная для данной направленности образовательной деятельности педагога данного
объединения.
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от
направленности реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной
программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями
обучающихся детей.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой «Развитие речи», адресатом которой являются
обучающиеся 5-6 лет. На данном образовательном уровне главной целью является
развитие личностных качеств обучающихся детей; воспитательный процесс в
объединении направлен на выработку потребностей к учебно-познавательной, трудовой,
творческой, социальной деятельности, развитие собственной личности – саморазвитие,
дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и осознание необходимости
взаимодействия с ним, выработку социально-активной позиции личности. Формирование
и развитие этических принципов личности обучающихся, волевых способностей и
личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа в МБУДО «ЦВР «Радуга» осуществляется по пяти

различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты
личности обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом,
воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога,
Центра).
• Гражданско-патриотическое
• Культурологическое
• Духовно-нравственное
• Экологическое воспитание
• Физкультурно-спортивное воспитание.
Принципы воспитательной работы:
Воспитательный процесс независимо от направленности дополнительных
образовательных программ и уровня образования строится на следующих принципах:
- Природосообразность воспитания;
- Культуросообразность воспитания;
- Целенаправленность воспитания;
- Гуманистическая направленность воспитания;
- Централизация воспитания на развитии личности;
- Принцип связи воспитания с жизнью.
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
В качестве результативности выполнения программы воспитательной работы
рассматриваются следующие критерии:
- формируемые посредством воспитательных мероприятий качества личности детей,
включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их
личностное отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную
жизненную позицию;
- интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в направлениях
деятельности, реализуемых настоящей программой;
- уровень групповой сплоченности детского коллектива, психологический климат в
коллективе, степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей;
- показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей)
обучающихся и их мотивации к учебе;
- полнота освоения учебных часов, предусмотренных программой воспитательной работы.
Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется
педагогом дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели
сравниваются с результатами педагогической диагностики обучающихся детей по
состоянию на начало учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности
выполнения программы, представленный в разделе методического обеспечения.
Ожидаемые результаты
Направленно
Методы
№
сть
Ожидаемые результаты
диагностик
п/п
воспитатель
и
ной работы
- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия, столица Наблюден
Гражданско- России, народ России, семья и др.;
ие;
1
патриотичес - проявлять чувство любви и гордости к нашей стране, - Беседа;
кое
своей семье, друзьям;
- проявлять чувство коллективизма, сплоченности Тестирова
детского коллектива;
ние;

2

3

4

5

- иметь представления об окружающей природе, ее
разновидностях;
Экологическ
- проявлять чувство любви к природе;
ое
- иметь понимание необходимости заботы о природе,
бережного отношения к ней;
- иметь представления о морально-этических качествах
личности, об основных нормах и понятиях этики;
Духовно- иметь потребность к активной, познавательной
нравственно
деятельности, развитию, саморазвитию;
е
- иметь устойчивые, положительные представления о
личных обязанностях, ответственное отношение к ним;
- иметь потребность в активной, подвижной
деятельности, здоровом образе жизни;
Физическое - знать правила личной и общественной гигиены;
- положительная динамика в развитии физических
способностей обучающихся;
- знать основные виды учреждений культуры, их
назначение, особенности;
- знать основные виды искусств (живопись, музыка,
театральное искусство, художественная литература,
архитектура и др.);
Культуролог - иметь представления о национальной культуре русского
ическое
народа, и народов других стран, правилах поведения в
обществе;
- иметь положительное отношение к культуре и
искусству;
- обладать способностью чувственного восприятия
предметов культуры и искусства

- Опрос;
- Анализ
участия в
мероприят
ии

Методы оценки результативности выполнения программы
Основным методом изучения уровня воспитанности обучающегося является
наблюдение. Педагог наблюдает ребенка в процессе подготовки к мероприятиям
программы, во время мероприятия, после мероприятия. Также применяются письменный
и устный опрос, беседа, тестирование, беседа, анализ участия в мероприятии.
Методики диагностики
Для диагностики уровня обучающихся применяется методика М.И. Шиловой.
Диагностика отражает основные показатели нравственной воспитанности
обучающегося:
•
к обществу;
•
к физическому труду;
•
к людям;
•
к себе.
Карты диагностики и критерии даны в приложении к рабочей программе
воспитательной деятельности.
3.2. План воспитательной работы (по направленностям)
№
Форма и направленность воспитательного мероприятия
п/п
Гражданско-патриотическая направленность:
1
Беседа «С днем рождения, Челябинск!»

Месяц
проведения
Сентябрь

2

Беседа «Дружба крепкая не сломается» (по ознакомлению с
историей и значением государственного праздника «День
народного единства»).

3
Беседа «День Победы»
Культурологическая направленность:
4
«Русские традиции. Зимние игры и забавы»
Конкурс детского рисунка «Под небом голубым»
5
Духовно-нравственная направленность воспитательной работы:
6
День пожилого человека. Беседа «Наши бабушки и дедушки»
7
«Праздник мам и бабушек»
Физкультурно-спортивная направленность:
Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!»
8
9
«На горку всей семьей»
Экологическая направленность:
10
Участие в акции «Покормите птиц зимой»
11
Участие в субботнике «Мой дом – Калининский район»

Ноябрь
Май
Январь
Апрель
Октябрь
Март
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

3.3. Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении детей зависит
как от направленности дополнительной общеобразовательной программы, в данном
случае с программой социально-гуманитарной направленности, так и от возраста детей.
Сроки и формат мероприятий корректируются в соответствии с календарем
образовательных событий города, планом районных и городских массовых мероприятий,
имеющих воспитательное значение.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России);
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной
стране, о столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Культурологическая направленность
воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к
отечественным и общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и
понимания красоты человеческой души, эстетических качеств детей;
- воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через
ощущения гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих
взаимоотношений как духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра.

Духовно-нравственная направленность
включает в себя:
- формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностносмысловой сферы средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых
национальных ценностей;
- развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры,
ответственности, уважения, чести, справедливости;
- формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся
детей;
- расширение интеллектуальных знаний, обучающихся в области морали и этики,
ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами.
Физкультурно-спортивная направленность
включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся
детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости,
морально-волевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни,
формирование потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа жизни,
формирование устойчивых представлений о пользе и необходимости физического
развития.
Экологическая направленность
включает в себя:
- формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения к
окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей
среды;
- развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и
явлений;
-формирование экологического мировоззрения обучающихся, основанного на
естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убежденность
детей в единстве человека и природы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».