Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы <<Радуга>> г. Челябинска
45402\, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (35 |)'l92-94-04, mudod-raduga@maiI.ru
Утверждаю
Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа 2024г.
Протокол N'э 1
ДО ЦВР кРадуга>
.
Старастиванская
ДОПОЛНИТВЛЬНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБ IЦ Е РАЗ ВИВАЮ IЦ АЯ ПР О ГРАIИМА
<<Математика и развивающие игры>>
Адаптированная программа
Направленность
:
естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы:
1
год (|44 часа)
Разработчик:
Леонова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Челябинск 2024
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Требования современной школы к уровню подготовки детей неуклонно
повышаются. Чтобы им соответствовать, необходимы систематические развивающие
занятия дошкольников с квалифицированными педагогами, в идеале — это учителя
начальной школы, хорошо знающие дошкольную психологию, либо воспитатели ДДУ,
владеющие методиками обучения.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными нормативными и правовыми документами, локальными
актами МБУДО «ЦВР «Радуга».
Актуальность программы
Согласно учению Ж. Пиаже, наиболее благоприятный период для развития
интеллекта — возраст до 7 лет, вследствие того, что созревание клеток головного мозга
идёт наиболее активно в этот возрастной период. Следовательно, чем более ранним будет
развитие ребенка, тем больше предпосылок для наличия высокого интеллекта у человека
во взрослом состоянии.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой синтез математики и развивающих игр.
Математическая подготовка необходима дошкольникам, так как она обеспечивает
преемственность дошкольного звена и начальной школы. В процессе игры дети
овладевают навыком счета, знакомятся с математической символикой и терминологией.
Развивающие игры способствуют развитию в детях подвижности мышления, творческого
подхода к решению задач, что не могут обеспечить занятия традиционной математикой.
Благодаря синтезу математики и развивающих игр в программе достигается
максимальный развивающий эффект, и в этом заключается новизна данной программы.
В 2021 году программа дополнена Рабочей программой воспитательной деятельности с
целью формирования и развития у обучающихся детей системы нравственных, моральноволевых и мировоззренческих установок, способствующей их личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными
правилами и нормами как основы их воспитанности.
В 2022 году программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ.
Адресат программы
С целью подготовки детей к школе и оказания родителям помощи в МБУДО ЦВР
«Радуга» работает объединение «Математика и развивающие игры», в деятельности
которого реализуется данная программа. Программа имеет естественнонаучную
направленность и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа «Математика и развивающие игры» стартового уровня
рассчитана на один год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных и
необходимых для освоения программы, составляет 144. Форма обучения — очная. При
необходимости возможно применение дистанционных технологий
Режим организации занятий
Решение
задач
обучения
осуществляется
в
процессе
групповых
занятий с детьми 5-6 лет два раза в неделю. Занятия проводятся по 30 минут с 15минутным перерывом. При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель образовательной программы «Математика и развивающие игры» — развитие
интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса к математике у
дошкольников.
Задачи обучения
Предметные:
• Ознакомление с количеством и счетом, цифрами и геометрическими фигурами;
• Формирование приемов умственных действий;
• Формирование учебных действий.
Метапредметные:
• Развитие
психических
процессов
восприятия,
внимания,
памяти,
пространственного воображения;
• Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса;
•
Развитие мелкой моторики кисти руки.
Личностные:
• Воспитание нравственного самосознания и саморегуляции поведения;
• Формирование мотивации достижения успеха.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы «Математика и развивающие игры»
(стартовый уровень) (дети 5 –6 лет)
В том числе
№
Разделы, название
темы
Общее
количеств
о часов
теор
прак
етич
тичес
ески
ких
Формы
Формы
организации
аттестации
занятий
(контроля)
х
1.
2.
Вводное занятие
2
Нулевой срез
Предметы и их 40
свойства
1
1
Пр. занятие
Входная
диагностика
8
32
Текущий
20
Беседа,
практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Беседа,
практическое
занятие
Игра
6
Дидакт. игра
Соревнование
Текущий
Текущий
Практическое
занятие
Периодически
й
4.
Ориентирование на 24
плоскости
и
в
пространстве
Количество и счет
40
5.
Развивающие игры
20
6.
Основы логики
14
7.
Обобщающее
занятие
за
полугодие.
Обобщающее
2
2
2
2
3.
24
4
8
36
I
Текущий
Текущий
занятие. Итоговая
аттестация.
Итого часов:
Играпутешествие
144
21
Итоговый
123
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало занятий по программе – с 1 сентября. Учебный год рассчитан на 36 недель.
Регламент образовательного процесса:
Продолжительность рабочей недели – 6 дней. График работы учреждения – 7 дней.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлением
Правительства РФ.
Занятия в объединении проводятся по расписанию 2 раза в неделю. Занятия в
объединении в период весенних и осенних школьных каникул проводятся по обычному
утвержденному в образовательной организации расписанию. Допускается изменение
форм занятий в соответствии с календарно–тематическими планами дополнительной
образовательной программы.
2.2. Условия реализации программы
Кадровые условия для реализации программы «Математика и развивающие игры»
Данная программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного
и дошкольного образования специалистами, имеющими высшее или среднее
педагогическое образование, владеющими современными педагогическими технологиями.
Материально-технические условия для реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
I.
Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
II.
Наличие материально-технического обеспечения:
1.
Отдельное помещение с естественным и искусственным освещением.
2.
Шкафы для хранения дидактических, раздаточных и наглядных материалов;
рабочих тетрадей, канцелярских принадлежностей.
3.
Столы, стулья в достаточном количестве для группы детей.
4.
Рабочий стол педагога.
5.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
6.
Доска с магнитным покрытием.
7.
Методический комплекс (разработки, плакаты, пособия, схемы).
8.
Диагностические материалы (методики диагностик, тесты).
Информационные ресурсы
В процессе работы используются материалы сайтов:
1.https://detsadclub.ru/metodicheskaya-kopilka/zaryadki-i-fizkultminutki/fizminutka-bystro-vstante/
https://infourok.ru/fizkulturnie-minutki-matematicheskogo-soderzhaniya-dlya-detey-doshkolnogovozrasta-1609989.html физминутки в стихах
2. https://vospitatelyu.ru/poznavatelnoe-razvitie/igra-tangram-dlja-doshkolnikov
https://igrynikitinyh.ru/pedagogam/ развивающие игры для дошкольников
3. http://kid-mama.ru/uchim-sostav-chisla-9-chislovye-domiki/ состав чисел первого десятка.
2.3. Формы аттестации и контроля
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Предусмотрено проведение промежуточной (в конце 1-го полугодия обучения) и итоговой
(в конце года обучения) аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме
самостоятельных работ, устных опросов. Итоговая аттестация представляет собой оценку
качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной
программы по итогам обучения. К промежуточной и итоговой аттестации допускаются
все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении.
Формы отслеживания и фиксации результатов
Формами отслеживания и фиксации результатов являются журнал посещаемости,
аналитические справки, грамоты и дипломы по итогам участия в конкурсах, карты
диагностики, материалы опросников, тестов, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов
Образовательные результаты могут быть продемонстрированы в виде внутренних и
внешних мероприятий; сопровождавшей мероприятия документации, фото и
видеоотчетов; аналитического материала/справки по итогам проведения диагностики,
открытых занятий.
2.4. Оценочные материалы
Диагностика результативности образовательной деятельности
Проверка степени освоения программы проводится в конце курса обучения в форме
группового тестирования детей во время занятия. Детям предлагается самостоятельно
выполнить задания теста. Предварительно задания объясняются педагогом и (при
необходимости) подобное задание разбирается фронтально.
За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.
4-5 баллов – высокий уровень освоения программы
3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
Аналитическая справка по результатам диагностики познавательной сферы у детей
старшего дошкольного возраста представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Мониторинг результативности образовательной деятельности детей, обучающихся
по программе «Математика и развивающие игры» - в ПРИЛОЖЕНИИ В.
2.5. Методические материалы
Программа по подготовке к школе «Математика и развивающие игры» предназначена для работы с детьми 5—6лет в дошкольно-образовательных учреждениях, в
учреждениях дополнительного образования детей. В программе соблюдается
преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа
адаптирована для обучения детей с ОВЗ.
В основу построения программы легли следующие
психолого-педагогические
принципы, отражающие представление о самоценности дошкольного возраста и его
значении для становления и развития личности ребенка:
1). Личностно-ориентированные принципы;
2). Культурно-ориентированные принципы;
3). Деятельностно-ориентированные принципы.
Методы организации учебного процесса
По характеру познавательной деятельности учащихся на занятии можно
выделить следующие методы работы:
•
информационно-рецептивный
•
репродуктивный
•
частично-поисковый
•
проблемный
При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе
работы по данному разделу.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия – беседа, игра, конкурс, соревнование,
практические упражнения.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология
игровой деятельности, технология коллективно творческой деятельности.
Методическое руководство по организации и проведению занятий по
развивающим играм представлено в ПРИЛОЖЕНИИ Г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы <<Радуга>> г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, бO-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-
raduga@mail.ru
Утверждаю
Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа 2024r,
Протокол No 1
_
УДО ЦВР кРадуга>
О.Н. Старастиванская
22-у от 26 августа 2024г.
Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополнительной общеразвивающей программе
<
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации:
1
учебный год
Разработчик:
Леонова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Челябинск 2024
3.1. Пояснительная записка рабочей программы воспитательной деятельности
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
(стартовый уровень) для реализации в детском объединении «Математика и развивающие
игры (с)», возраст обучающихся 5–6 лет, с целью организации воспитательной работы с
обучающимися. Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется
параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями)
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся детей системы
нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их
личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи программы:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся;
- развитие волевых качеств обучающихся;
- воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
-приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования и
развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовнонравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к
жизни в современном обществе.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу и воспитательную работу всей
образовательной организации. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией
дополнительной общеобразовательной программы осуществлять воспитательный процесс
в детском объединении.
В результате такого подхода создается воспитательная среда,
уникальная для данной направленности образовательной деятельности педагога данного
объединения.
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от
направленности реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной
программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями
обучающихся детей.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой «Математика и развивающие игры», адресатом которой
являются обучающиеся 5-6 лет. На данном образовательном уровне главной целью
является развитие личностных качеств обучающихся детей; воспитательный процесс в
объединении направлен на выработку потребностей к учебно-познавательной, трудовой,
творческой, социальной деятельности, развитие собственной личности – саморазвитие,
дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и осознание необходимости
взаимодействия с ним, выработку социально-активной позиции личности. Формирование
и развитие этических принципов личности обучающихся, волевых способностей и
личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа в МБУДО «ЦВР «Радуга» осуществляется по пяти
различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты
личности обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом,
воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога,
Центра).
• Гражданско-патриотическое,
• Культурологическое,
• Духовно-нравственное,
• Экологическое воспитание,
• Физкультурно-спортивное воспитание.
Принципы воспитательной работы:
Воспитательный процесс независимо от направленности дополнительных
образовательных программ и уровня образования строится на следующих принципах:
- Природосообразность воспитания;
- Культуросообразность воспитания;
- Целенаправленность воспитания;
- Гуманистическая направленность воспитания;
- Централизация воспитания на развитии личности;
- Принцип связи воспитания с жизнью.
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
В качестве результативности выполнения программы воспитательной работы
рассматриваются следующие критерии:
- формируемые посредством воспитательных мероприятий качества личности детей,
включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их
личностное отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную
жизненную позицию;
- интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в направлениях
деятельности, реализуемых настоящей программой;
- уровень групповой сплоченности детского коллектива, психологический климат в
коллективе, степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей;
- показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей)
обучающихся и их мотивации к учебе.
Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется
педагогом дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели
сравниваются с результатами педагогической диагностики обучающихся детей по
состоянию на начало учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности
выполнения программы, представленный в разделе методического обеспечения.
Ожидаемые результаты
Направленно
Методы
№ сть
Ожидаемые результаты
диагност
п/п воспитательн
ики
ой работы
- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия, столица России, Наблюде
Гражданско- народ России, семья и др.;
ние;
1
патриотическ - проявлять чувство любви и гордости к нашей стране, своей - Беседа;
ое
семье, друзьям;
- проявлять чувство коллективизма, сплоченности детского Тестиров
коллектива;
ание;
2
3
4
5
- иметь представления об окружающей природе, ее
разновидностях;
Экологическо
- проявлять чувство любви к природе;
е
- иметь понимание необходимости заботы о природе,
бережного отношения к ней;
- иметь представления о морально-этических качествах
личности, об основных нормах и понятиях этики;
Духовно- иметь потребность к активной, познавательной
нравственное деятельности, развитию, саморазвитию;
- иметь устойчивые, положительные представления о
личных обязанностях, ответственное отношение к ним;
- иметь потребность в активной, подвижной деятельности,
здоровом образе жизни;
Физическое - знать правила личной и общественной гигиены;
- положительная динамика в развитии физических
способностей обучающихся;
- знать основные виды учреждений культуры, их
назначение, особенности;
- знать основные виды искусств (живопись, музыка,
театральное
искусство,
художественная
литература,
Культурологи
архитектура и др.);
ческое
- иметь представления о национальной культуре русского
народа, и народов других стран, правилах поведения в
обществе;
- иметь положительное отношение к культуре и искусству.
- Опрос;
- Анализ
участия в
мероприя
тии
Методы оценки результативности выполнения программы
Основным методом изучения уровня воспитанности обучающегося является
наблюдение. Педагог наблюдает ребенка в процессе подготовки к мероприятиям
программы, во время мероприятия, после мероприятия. Также применяются письменный
и устный опрос, беседа, тестирование, беседа, анализ участия в мероприятии.
Методики диагностики
Для диагностики уровня обучающихся применяется методика М.И. Шиловой.
Диагностика отражает основные показатели нравственной воспитанности
обучающегося:
• к обществу;
• к физическому труду;
• к людям;
• к себе.
Карты диагностики и критерии даны в приложении к рабочей программе
воспитательной деятельности.
3.2. План воспитательной работы (по направленностям)
№
Месяц
Форма и направленность воспитательного мероприятия
п/п
проведения
Гражданско-патриотическая направленность:
1
Беседа «С днем рождения, Челябинск!»
Сентябрь
Беседа «Дружба крепкая не сломается» (по ознакомлению с
историей и значением государственного праздника «День
2
Ноябрь
народного единства»).
3
Беседа «День Победы»
Культурологическая направленность:
4
«Русские традиции. Зимние игры и забавы»
Конкурс детского рисунка «Под небом голубым»
5
Духовно-нравственная направленность воспитательной работы:
6
День пожилого человека. Беседа «Наши бабушки и дедушки»
7
«Праздник мам и бабушек»
Физкультурно-спортивная направленность:
Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!»
8
9
«На горку всей семьей»
Экологическая направленность:
10
Участие в акции «Покормите птиц зимой»
11
Участие в субботнике «Мой дом – Калининский район»
Май
Январь
Апрель
Октябрь
Март
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
3.3. Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении детей зависит
как от направленности дополнительной общеобразовательной программы, в данном
случае с программой естественнонаучной направленности, так и от возраста детей. Сроки
и формат мероприятий корректируются в соответствии с календарем образовательных
событий города, планом районных и городских массовых мероприятий, имеющих
воспитательное значение.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России);
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной
стране, о столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Культурологическая направленность
воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к
отечественным и общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и
понимания красоты человеческой души, эстетических качеств детей;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих
взаимоотношений как духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра.
Духовно-нравственная направленность
включает в себя:
- формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностносмысловой сферы средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых
национальных ценностей;
- развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры,
ответственности, уважения, чести, справедливости;
- формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся
детей;
Физкультурно-спортивная направленность
включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся
детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости,
морально-волевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни.
Экологическая направленность
включает в себя:
- формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения к
окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей
среды;
- развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и
явлений.