ДООП Математика и развивающие игры (б) 2024-25

Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы <<Радуrа> г. Челябинска
@.Мoлoдoгвapдейцев,60-a,тел/фaкс:8(З5l).792-94-04,mudod.raduga@mai1'ru

Утверждаю

Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа 2024г.
Протокол NЪ 1

ДО ЦВР <Радуга>
,. Старастиванская
26 августа 2024г.

ffi/i*,

TttY
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБ IЦ ЕРАЗВИВАЮ ШАЯ ПРОГРАММА
<<Математика и развивающие игры>)

Направленная на раннюю профориентацию
Адаптированная программа

Нашравленность: естественнонаучная

Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы:

1 год (216 часов)

Разработчик:
Леонова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования

Челябинск 2024

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Требования современной школы к уровню подготовки детей неуклонно
повышаются. Чтобы им соответствовать, необходимы систематические развивающие
занятия дошкольников с квалифицированными педагогами, в идеале — это учителя
начальной школы, хорошо знающие дошкольную психологию, либо воспитатели ДДУ,
владеющие методиками обучения.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными нормативными и правовыми документами, локальными
актами МБУДО «ЦВР «Радуга».
Актуальность программы
Согласно учению Ж. Пиаже, наиболее благоприятный период для развития
интеллекта — возраст до 7 лет, вследствие того, что созревание клеток головного мозга
идёт наиболее активно в этот возрастной период. Следовательно, чем более ранним будет
развитие ребенка, тем больше предпосылок для наличия высокого интеллекта у человека
во взрослом состоянии.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой синтез математики и развивающих игр.
Математическая подготовка необходима дошкольникам, так как она обеспечивает
преемственность дошкольного звена и начальной школы. В процессе игры дети
овладевают навыком счета, знакомятся с математической символикой и терминологией.
Развивающие игры способствуют развитию в детях подвижности мышления, творческого
подхода к решению задач, что не могут обеспечить занятия традиционной математикой.
Благодаря синтезу математики и развивающих игр в программе достигается
максимальный развивающий эффект, и в этом заключается новизна данной программы.
В 2021 году программа дополнена Рабочей программой воспитательной деятельности с
целью формирования и развития у обучающихся детей системы нравственных, моральноволевых и мировоззренческих установок, способствующей их личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными
правилами и нормами как основы их воспитанности.
В 2022 году в программу включена профориентационная составляющая, а также
программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ.
Адресат программы
С целью подготовки детей к школе и оказания родителям помощи в МБУДО ЦВР
«Радуга» работает объединение «Математика и развивающие игры», в деятельности
которого реализуется данная программа. Программа имеет естественнонаучную
направленность и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа «Математика и развивающие игры» базового уровня
рассчитана на один год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных
и необходимых для освоения программы, составляет 216. Форма обучения — очная. При
необходимости возможно применение дистанционных технологий.
Режим организации занятий
Решение задач обучения осуществляется в процессе групповых занятий с детьми
6-7 лет два раза в неделю. Занятия проводятся по 30 минут с 15-минутным перерывом. В
течение занятия происходит смена видов деятельности. При определении режима занятий
учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей.

1.2. Цель и задачи программы
Цель образовательной программы «Математика и развивающие игры» —
развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса к
математике у дошкольников.
Задачи обучения
Предметные:
• Расширение знаний о числовом ряде, количестве и счете, геометрических
фигурах;
• Формирование приемов умственных действий;
• Формирование учебных действий.
Метапредметные:
• Развитие вариативного мышления, фантазии, творчества;
• Развитие
психических
процессов
восприятия,
внимания,
памяти,
пространственного воображения;
• Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса;
• Развитие мелкой моторики кисти руки.
Личностные:
• Воспитание нравственного самосознания и саморегуляции поведения;
• Формирование мотивации достижения успеха.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы «Математика и развивающие игры»
(базовый уровень) (дети 6 – 7 лет)

№

Разделы, название
темы

Общее

В том числе

Формы

Формы

количест

теорети

практ организации

аттестации

во часов

ческих

ическ

занятий

(контроля)

Входная
диагностика
Текущий

их
1.

Вводное занятие

2.

Предметы
свойства

3.

4.

Ориентирование на 30
плоскости
и
в
пространстве
Количество и счет
54

5.

Развивающие игры

36

6.

Основы логики

54

и

2
их 36

1

1

Беседа

14

22

Беседа,
практическое
занятие
Практическое
занятие

30

10

16

36

Беседа,
практическое
занятие
Игра

38

Дидакт. игра

44

Текущий

Текущий

Соревнован
ие
Текущий
Текущий

Обобщающее
2
занятие
за
I
полугодие.
Обобщающее
2
занятие. Итоговая
аттестация
Итого часов:
216
7.

41

2

Практическое
занятие

Периодичес
кий

2

Играпутешествие

Итоговый

175

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало занятий по программе – с 1 сентября. Учебный год рассчитан на 36 недель.
Регламент образовательного процесса:
Продолжительность рабочей недели – 6 дней. График работы учреждения – 7 дней.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлением
Правительства РФ.
Занятия в объединении проводятся по расписанию 2 раза в неделю. Занятия в
объединении в период весенних и осенних школьных каникул проводятся по обычному
утвержденному в образовательной организации расписанию. Допускается изменение
форм занятий в соответствии с календарно–тематическими планами дополнительной
образовательной программы.
2.2. Условия реализации программы
Кадровые условия для реализации программы «Математика и развивающие игры»
Данная программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного
и дошкольного образования специалистами, имеющими высшее или среднее
педагогическое образование, владеющими современными педагогическими технологиями.
Материально-технические условия для реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
I.
Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
II.
Наличие материально-технического обеспечения:
1.
Отдельное помещение с естественным и искусственным освещением.
2.
Шкафы для хранения дидактических, раздаточных и наглядных материалов;
рабочих тетрадей, канцелярских принадлежностей.
3.
Столы, стулья в достаточном количестве для группы детей.
4.
Рабочий стол педагога.
5.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
6.
Доска с магнитным покрытием.
7.
Методический комплекс (разработки, плакаты, пособия, схемы).
8.
Диагностические материалы (методики диагностик, тесты).
Информационные ресурсы
В процессе работы используются материалы сайтов:
1.https://detsadclub.ru/metodicheskaya-kopilka/zaryadki-i-fizkultminutki/fizminutka-bystro-vstante/
https://infourok.ru/fizkulturnie-minutki-matematicheskogo-soderzhaniya-dlya-detey-doshkolnogovozrasta-1609989.html физминутки в стихах
2. https://vospitatelyu.ru/poznavatelnoe-razvitie/igra-tangram-dlja-doshkolnikov
https://igrynikitinyh.ru/pedagogam/ развивающие игры для дошкольников
3. http://kid-mama.ru/uchim-sostav-chisla-9-chislovye-domiki/ состав чисел первого десятка.

2.3. Формы аттестации и контроля
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Предусмотрено проведение промежуточной (в конце 1-го полугодия обучения) и итоговой
(в конце года обучения) аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме
самостоятельных работ, устных опросов. Итоговая аттестация представляет собой оценку
качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной
программы по итогам обучения. К промежуточной и итоговой аттестации допускаются
все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении.
Формы отслеживания и фиксации результатов
Формами отслеживания и фиксации результатов являются журнал посещаемости,
аналитические справки, грамоты и дипломы по итогам участия в конкурсах, карты
диагностики, материалы опросников, тестов, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов
Образовательные результаты могут быть продемонстрированы в виде внутренних и
внешних мероприятий; сопровождавшей мероприятия документации, фото и
видеоотчетов; аналитического материала/справки по итогам проведения диагностики,
открытых занятий.
2.4. Оценочные материалы
Диагностика результативности образовательной деятельности
Проверка степени освоения программы проводится в конце всего курса обучения в
форме группового тестирования детей во время занятия. Детям предлагается
самостоятельно выполнить задания теста. Предварительно задания объясняются педагогом
и (при необходимости) подобное задание разбирается фронтально.
За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.
4-5 баллов – высокий уровень освоения программы
3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
Аналитическая справка по результатам диагностики познавательной сферы у детей
старшего дошкольного возраста представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Мониторинг результативности образовательной деятельности детей, обучающихся
по программе «Математика и развивающие игры» - в ПРИЛОЖЕНИИ В.
2.5. Методические материалы
Программа по подготовке к школе «Математика и развивающие игры» предназначена для работы с детьми 6—7 лет в дошкольно-образовательных учреждениях, в
учреждениях дополнительного образования детей. В программе соблюдается
преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа
адаптирована для обучения детей с ОВЗ.
В основу построения программы легли следующие
психолого-педагогические
принципы, отражающие представление о самоценности дошкольного возраста и его
значении для становления и развития личности ребенка:
1). Личностно-ориентированные принципы;
2). Культурно-ориентированные принципы;
3). Деятельностно-ориентированные принципы.
Методы организации учебного процесса
По характеру познавательной деятельности учащихся на занятии можно
выделить следующие методы работы:
•
информационно-рецептивный

•
репродуктивный
•
частично-поисковый
•
проблемный
При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе
работы по данному разделу.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия – беседа, игра, конкурс, соревнование,
практические упражнения.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология
игровой деятельности, технология коллективно творческой деятельности.
Методическое руководство по организации и проведению занятий по
развивающим играм представлено в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Щентр внешкольной работы <<Радуга>> г. Челябинска
45402|, г. Челябинск, уп. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (З5|) 792-94-04, mudodraduga@mail.ru

Утверждаю

Принята на заседании
Педагогического совета
от 26 августа 2024г.
Протокол NЪ 1

тт--,

li.i
,'ffiпьlв,:
',:_;1Жrffi,4_--s_i,

ДО ЦВР кРадуга>
О.Н. Старастиванская
2-у от 2б августа 2024г.

Фffiу

Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополЕительной общеразвивающей программе
<                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».