Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«По дороге к Азбуке»
Адаптированная программа
Направленность: социально - гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Разработчик:
Артюховская Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
Челябинск 2024
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. Комплекс основных характеристик программы
3
Пояснительная записка
3
Актуальность программы
3
Новизна
4
Отличительная особенность
5
Адресат программы
6
Организация образовательного процесса
6
Режим организации занятий
7
1.2.
Цель и задачи программы
7
1.3.
Планируемые результаты
9
1.4.
Содержание программы
9
РАЗДЕЛ II. Комплекс организационно-педагогических условий
11
2.1.
Календарный учебный график
11
2.2.
Условия реализации программы
12
2.3.
Формы аттестации и контроля
12
2.4.
Оценочные материалы
14
2.5.
Методические материалы
15
2.6.
Список литературы
18
Раздел III. Рабочая программа воспитательной деятельности
20
Пояснительная записка
21
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
24
Методы оценки результативности выполнения программы
25
Методики диагностики
25
3.2.
План воспитательной работы (по направленностям)
29
3.3.
Содержание программы воспитательной работы
30
3.4.
Список используемой литературы
35
1.
1.1.
2.
3.
3.1.
2
1.
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
«Чтение – это один из истоков мышления и
умственного развития»
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность программы
Актуальность представленной программы обусловлена социальным заказом
общества на интеллектуальное раннее развитие ребенка. Это делает правомерным
существование программы в учреждении дополнительного образования и преобладание в
ней, в отличие от дошкольного образовательного учреждения, предметного характера
занятий.
Детство, страна, из которой мы все пришли, яркая, красочная, незабываемая страна.
Она полна жизни, радости, огорчений, побед и неудач, страсти к развитию, свободе и
взрослению. Гражданином такой страны является ребенок, у которого дошкольный период
является пропедевтическим этапом его будущей школьной жизни: очень значительной,
притягательной, но пока еще не определенной.
В современных условиях состояния экономики и общества в целом повышаются
требования школ к будущим первоклассникам. Дети не только должны иметь достаточную
базу знаний, но и читать, и писать, и решать. Отсюда возрастает роль дополнительного
образования по подготовке детей к новой ступеньке общественной жизни.
На протяжении дошкольного возраста ребенок делает один шаг за другим на пути
становления личности. Основой для этого служат значительные успехи в его физическом,
психическом и социальном развитии.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и
зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во
взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения
посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное
расположение и готовность строить позитивные отношения.
В дошкольном возрасте происходят значительные прогрессивные изменения и в
психическом развитии ребенка. Более совершенными становятся психические
познавательные процессы (речь, восприятие, память, воображение). Уровень их развития
достаточен для познания предметов и явлений окружающего мира. Процесс «думанья»
становится одним из самых привлекательных процессов, при этом особой сферой познания
для ребенка является он сам – происходит дальнейшее развитие самосознания. Ребенок
учится самоорганизовываться, у него начинает формироваться система мотивации
деятельности и произвольность поведения.
Дошкольник отличается высокой эмоциональностью, впечатлительностью,
подвижностью. Его поведение в значительной степени ситуативно, т.е. определяется тем, что
происходит в данный момент.
Познание ребенком окружающего мира происходит в своеобразной форме. Это –
образное познание, основанное на восприятии предметов, событий, ситуаций. Ребенок
способен думать преимущественно о том, что можно увидеть и представить. Ему мало
доступны словесные рассуждения. Ребенка привлекает то, что ярко, интересно, производит
сильное впечатление. Это он пытается понять, запомнить, воспроизвести в своих играх,
рисунках. Недостаток произвольности в познании дошкольника окупается творческим
характером этого познания. На основе восприятия и образного мышления развивается
творческое воображение: ребенок учится фантазировать, создавать новые образы.
Значительных успехов ребенок достигает в освоении различных видов деятельности –
игровой, трудовой, познавательной, художественно-эстетической, а также в деятельности
3
общения. При правильном воспитании ребенок становится способным осуществлять их
целенаправленно и даже творчески.
В социальном развитии ребенок стремительно проходит путь от «существования в
одиночку» до появления способности уверенно существовать среди людей и эффективно
осваивать нравственно-этическую сферу человеческих отношений, строящуюся на
удовлетворении притязаний в признании, доброте, честности. В дошкольном возрасте
ребенок приобретает собственную индивидуальность, становится непохожим на других
детей, у него «появляется собственное лицо», складывается собственный внутренний мир и
своя «картина» внешнего мира.
Новизна – программы заключается в комплексном содержании занятий.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности
психологии и физиологии современного дошкольника.
При организации учебного процесса используются возможности современного
программного обеспечения (создание обучающих фильмов, презентаций, написание отчетов
с использованием программного обеспечения Microsoft Office).
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что
речь строится из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару
согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки,
кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на
запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все
это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.
Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их. Это поможет ребенку избежать
«рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов,
имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует
навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в
прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Реализация задач осуществляется через предметно – развивающую среду, которая
является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего
развития каждого ребенка.
Программа предусматривает метапредметные связи с литературой, математикой,
окружающим миром, культурой, фольклором, физической культурой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в
тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя усвоение и закрепление нового материала по
предмету обучение грамоте. Практическая часть обучает выполнять задания в тетрадях на
печатной основе.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально
решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
4
Дети, которые занимаются по этой программе — раскрепощённые, открытые,
разговорчивые и независимые, чётко отстаивают свою точку зрения.
Программа построена на диалоге с ребенком, педагог не просто сообщает знания,
ребенок сам их открывает. Весь процесс обучения оснащён пособиями — красочными
тетрадями, которые состоят из нескольких частей и содержат большой объем знаний,
понятий и различных заданий. Их названия говорят сами за себя: «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте, часть 3 и 4), «Наши прописи» (печатание
букв, часть 1 и 2).
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную
ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие
требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже
знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при
поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и
явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с
дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью
данной образовательной программы.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного
обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать
добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты
аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится
вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации
учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является
движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических
заданий является ведущим в данной программе.
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ
прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо
начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача
школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как
перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучение
будет значительно облегчен.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся от 5 до 6 лет. Для успешной реализации
программы целесообразно объединение учащихся в учебные группы численностью от 12 до
15 человек.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению
в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок практически готов к расширению своего
микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те
требования, которые будут предъявлены ему в школе. Постепенно социализируется, то есть
адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой
эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может
начать с ними сотрудничать. Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах,
опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует
потому, что раскачиваются деревья. В 6 лет ребенок уже может учитывать другие точки
зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что
5
ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое
представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и
поэтому тонет.
Ребенок 5 - 6 лет способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его
увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым
интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес.
Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко
быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих
намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Часто не только
готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости,
к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе
определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью,
а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—
40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется
именно к семи годам. Для детей 5 - 6 лет в рамках реализации программы предусмотрены
специальные методы и формы занятий, отвечающие их возрастным особенностям.
Организация образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – обучение очное, занятия
групповые (10-15 чел).
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают беседы, практические занятия, игры, выполнение самостоятельной работы,
открытые занятия, презентации и заключительное занятие.
Срок освоения программы
Образовательная программа «По дороге к Азбуке» рассчитана на один год обучения.
Предполагает теоретические и практические занятия: в форме беседы, тренинга, игры. Отбор
содержания программы осуществляется с учетом знаний и жизненного опыта обучающихся,
их возрастных особенностей. Материал в программе расположен от простого к сложному, с
учетом усвоения каждого из разделов, формируя общеучебные умения и навыки
обучающихся. Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений
и навыков.
Режим занятий
Режим занятий по программе «По дороге к Азбуке» предусматривает следующий
график: один год обучения 144 часа — 2 раза в неделю: по 2 академических часа, занятия
проводятся по 30 минут с 15-минутным перерывом.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима
занятий учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с
"СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...").
Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660
6
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – комплексное развитие познавательно – речевой деятельности
детей, обучение чтению.
Программа ставит следующие задачи:
Предметные:
выработать умение говорить и слушать, формировать опыт чтения слогов;
научить звуко-слоговому анализу слов, дифференциации понятий «звук» и
«буква»;
обучить чтению и составлению слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений;
обогащать активный, пассивный словарь учащихся;
развивать грамматический строй речи;
развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт;
развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи
учащихся;
развивать мелкую моторику пальцев рук: штриховка, обведение по контуру.
Метапредметные:
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
задавать свои вопросы;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
различать звуки и буквы;
изменять слова путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью
перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;
составлять комбинированный рассказ;
составлять рассказ по сюжетной картине;
последовательно пересказывать текст;
определять одинаковые слоги в разных словах;
выкладывать слоги, слова с помощью звуковых карточек;
определять цвет, соответствующий каждому звуку, букве;
читать слова, предложения из нескольких слов.
Личностные:
культура речи в общении со сверстниками;
умение слышать и слушать;
усидчивость и терпеливость;
способность к организации собственной деятельности;
доброжелательность, терпеливость;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
1.3. Планируемые результаты.
При освоении программы «По дороге к Азбуке» планируются следующие
результаты:
Предметные:
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных;
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
7
соотнесение букв и звуков.
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих, свистящих, шипящих;
отличие и сходство слогов;
четкое различие понятия звук-буква;
обозначение зашифрованного звука в картинке;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные:
- самостоятельность при выполнении заданий;
- доброжелательность по отношению к окружающим;
- усидчивость и терпеливость.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№
Разделы, название темы
-
Практ
ика,
часы
2
2
Общее
кол-во
часов
2
2
Теория,
часы
Формы
аттестации
(контроля)
Входной
I
1
Вводное занятие.
Звуки и буквы, слова и звуки. Первичная аттестация.
II
1
2
3
4
5
6
7
III
1
2
3
4
5
6
7
8
Гласные звуки:
Звук [А] обозначается буквой А.
Звук [О] обозначается буквой О.
Звук [Э] обозначается буквой Э.
Звук [И] обозначается буквой И.
Звук [Ы] обозначается буквой Ы.
Звук [У] обозначается буквой У.
Знакомство с понятием гласные звуки.
Согласные твердые, мягкие:
Звуки [М], [М’] обозначаются буквой М.
Звуки [Н], [Н’] обозначаются буквой Н.
Звуки [П], [П’] обозначаются буквой П.
Звуки [Т], [Т’] обозначаются буквой Т.
Звуки [К], [К’] обозначаются буквой К.
Звуки [Х], [Х’] обозначаются буквой Х.
Звуки [Ф], [Ф’] обозначаются буквой Ф.
Знакомство с понятием слоги.
7
1
1
1
1
1
1
1
16
2
2
2
2
2
2
2
2
7
1
1
1
1
1
1
1
16
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
32
4
4
4
4
4
4
4
4
Текущий
IV
1
2
3
4
5
6
7
Дружные звуки:
Звук [Й’] обозначается буквой Й.
Звуки [Й’О] обозначаются буквой Ё.
Звуки [Й’У] обозначаются буквой Ю.
Звуки [Й’А] обозначаются буквой Я.
Звуки [Й’Э] обозначаются буквой Е.
Знакомство с понятием дружные звуки.
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
14
2
2
2
2
2
4
-
16
2
2
2
2
2
4
2
30
4
4
4
4
4
8
2
Периодичес
кий
V
Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и
глухие:
12
12
24
Текущий
Текущий
8
1
2
3
4
5
6
Звуки [Б], [Б’] обозначаются буквой Б.
Звуки [В], [В’] обозначаются буквой В.
Звуки [Д], [Д’] обозначаются буквой Д.
Звуки [Г], [Г’] обозначаются буквой Г.
Звуки [Р], [Р’] обозначаются буквой Р.
Звуки [Л], [Л’] обозначаются буквой Л.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
VI
1
2
3
Согласные свистящие звуки, твердые и мягкие:
Звуки [С], [С’] обозначаются буквой С.
Звуки [З], [З’] обозначаются буквой З.
Звук [Ц] обозначается буквой Ц.
6
2
2
2
6
2
2
2
12
4
4
4
Текущий
VII
1
2
3
4
VIII
1
2
3
Согласные шипящие звуки:
Звук [Ж] обозначается буквой Ж.
Звук [Ш] обозначается буквой Ш.
Звук [Щ’] обозначается буквой Щ.
Звук [Ч’] обозначается буквой Ч.
Знакомство с буквой Ь и Ъ.
Знакомство с буквой Ь.
Знакомство с буквой Ъ.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
8
2
2
2
2
6
3
3
-
8
2
2
2
2
8
3
3
2
16
4
4
4
4
14
6
6
2
Периодичес
кий
69
75
144
Итоговый
1.4.2. Содержание учебно-тематического плана по обучению грамоте.
I. Вводное занятие. (2 часа, 2 часа практика)
1.1. Выявление уровня знаний по обучению грамоте. 2 часа практика.
Тема II. Гласные звуки и буквы (14 часов, 7 часов теория, 7 часов практика)
2.1. Звук [А] обозначается буквой А. 1 час теория, 1 час практика.
2.2. Звук [О] обозначается буквой О. 1 час теория, 1 час практика.
2.3. Звук [Э] обозначается буквой Э. 1 час теория, 1 час практика.
2.4. Звук [И] обозначается буквой И. 1 час теория, 1 час практика.
2.5. Звук [Ы] обозначается буквой Ы.1 час теория, 1 час практика.
2.6. Звук [У] обозначается буквой У. 1 час теория, 1 час практика.
2.7. Знакомство с понятием гласные звуки. 1 час теория, 1 час практика.
Тема III. Согласные твердые, мягкие (32 часа, 16 часов теория, 16 часов практика)
3.1. Звуки [М], [М’] обозначаются буквой М. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.2. Звуки [Н], [Н’] обозначаются буквой Н. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.3. Звуки [П], [П’] обозначаются буквой П. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.4. Звуки [Т], [Т’] обозначаются буквой Т. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.5. Звуки [К], [К’] обозначаются буквой К. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.6. Звуки [Х], [Х’] обозначаются буквой Х. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.7. Звуки [Ф], [Ф’] обозначаются буквой Ф. 2 часа теория, 2 часа практика.
3.8. Знакомство с понятием слоги. 2 часа теория, 2 часа практика.
Тема IV. Дружные звуки. (30 часов, 14 часов теория, 16 часов практика)
4.1. Звук [Й’] обозначается буквой Й. 2 часа теория, 2 часа практика.
4.2. Звуки [Й’О] обозначаются буквой Ё. 2 часа теория, 2 часа практика.
9
4.3. Звуки [Й’У] обозначаются буквой Ю. 2 часа теория, 2 часа практика.
4.4. Звуки [Й’А] обозначаются буквой Я. 2 часа теория, 2 часа практика.
4.5. Звуки [Й’Э] обозначаются буквой Е. 2 часа теория, 2 часа практика.
4.6. Знакомство с понятием дружные звуки. 4 часа теория, 4 часа практика.
4.7. Итоговое занятие. 2 часа практика.
Тема V. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. (24 часа, 12 часов
теория, 12 часов практика)
5.1. Звуки [Б], [Б’] обозначаются буквой Б. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.2. Звуки [В], [В’] обозначаются буквой В. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.3. Звуки [Д], [Д’] обозначаются буквой Д. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.4. Звуки [Г], [Г’] обозначаются буквой Г. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.5. Звуки [Р], [Р’] обозначаются буквой Р. 2 часа теория, 2 часа практика.
5.6. Звуки [Л], [Л’] обозначаются буквой Л. 2 часа теория, 2 часа практика.
Тема VI. Согласные свистящие звуки, твердые и мягкие. (12 часов, 6 часов теория, 6
часов практика)
6.1. Звуки [С], [С’] обозначаются буквой С. 2 часа теория, 2 часа практика.
6.2. Звуки [З], [З’] обозначаются буквой З. 2 часа теория, 2 часа практика.
6.3. Звук [Ц] обозначается буквой Ц. 2 час теория, 2 час практика.
Тема VII. Согласные шипящие звуки. (16 часов, 8 часов теория, 8 часов практика)
Согласные шипящие звуки:
7.1. Звук [Ж] обозначается буквой Ж. 2 часа теория, 2 часа практика.
7.2. Звук [Ш] обозначается буквой Ш. 2 часа теория, 2 часа практика.
7.3. Звук [Щ’] обозначается буквой Щ. 2 часа теория, 2 часа практика.
7.4. Звук [Ч’] обозначается буквой Ч. 2 часа теория, 2 часа практика.
Тема VIII. Знакомство с буквой Ь и Ъ. (14 часов, 6 часов теория, 8 часов практика)
8.1. Знакомство с буквой Ь. 3 часа теория, 3 часа практика.
8.2. Знакомство с буквой Ъ. 3 часа теория, 3 часа практика.
8.3. Итоговое занятие. 2 часа практика.
10
2.
Раздел II. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Этапы образовательного процесса
Стартовый уровень
Группы: 1.1, 1.2
(5 - 6 лет)
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
(недель/часов)
Продолжительность учебного занятия
01.09.2024
36 недель/
144 часа
30 минут
Периодичность занятий
2 раза в неделю по 2 занятия, итого
4 занятия в неделю
Промежуточная аттестация
24.12.2024
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
15.05.2025
15.05.2025
Каникулы зимние
01.01.2025-08.01.2025
Каникулы летние
01.06.2025-31.08.2025
Примечание
11
2.2 Условия реализации программы
I.
II.
Наличие нормативно-правовых документов (программы, учебного плана).
Наличие материально-технического обеспечения:
Отдельное помещение не менее 20 кв. м с естественным и искусственным
1.
освещением.
2.
Шкаф для хранения дидактических пособий.
3.
Столы и стулья в достаточном количестве для группы в 12 - 15 человек,
соответствующие возрасту.
4.
Ноутбук.
5.
Интерактивная доска.
6.
Школьная доска.
7.
Магнитная доска.
8.
Глобус.
9.
Простые карандаши, ластики.
10. Цветные карандаши.
11. Разноцветные мелки.
12. Наглядный материал (звуковые таблицы, слоговые таблицы, буквы).
13. Звуковые карточки.
14. Раздаточный материал (прописи на печатной основе).
15. Таблицы по правилам чтения.
16. Методический комплекс (разработки, пособия, схемы).
17. Диагностические материалы (методика диагностики, карты наблюдений).
2.3. Формы аттестации и контроля.
Основным критерием оценки достижений учащихся можно считать их уровень
учебно-познавательной деятельности, повышение интересов в овладении знаниями,
умениями и навыками.
Проверка ожидаемых результатов осуществляется в несколько этапов.
Форма контроля
Содержание
Входной
Выявление требуемых на начало Начало учебного года.
обучения
знаний.
Выявления
отдельных планируемых результатов
обучения до начала обучения.
Наблюдение за степенью усвоения
В ходе повседневной
Текущий
обучающимися знаний, умений и
Время осуществления
работы.
навыков в процессе обучения;
при необходимости внесение
корректив в учебно-воспитательный
процесс.
Периодический
Обсуждение выполнения заданий,
По окончании темы.
опросы, оценка выполнения заданий.
Промежуточный
Оценка деятельности обучающихся по В середине учебного
12
итогам окончания первого полугодия,
года.
на основе выполненных заданий.
Итоговый
Оценка деятельности обучающихся по По окончании курса.
итогам курса обучения.
Особенно нужно отметить, что работа в коллективе не может быть оценена по
школьной системе. Критерием оценки является: индивидуальность, творческий рост,
эмоциональность, неповторимость. При разборе недостатков работы акцент делается на пути
их устранения. Ни в коем случае нельзя сравнивать детские работы между собой, а только с
предыдущей работой автора. Работая с детьми, необходимо учить обучающихся
анализировать свою деятельность. Для осуществления самоконтроля целесообразно дать
детям алгоритм оценки.
Алгоритм самооценки:
1.
Название задания
2.
Время выполнения
3.
Чему я научился в процессе выполнения задания
4.
Что особенно удалось
5.
Что не удалось (почему)
6.
Степень самоудовлетворения от работы
При осуществлении педагогического контроля за степенью освоения программы и с
целью возможного дальнейшего обучения ребенка, удобно пользоваться следующей формой:
Форма индивидуального контроля:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Шифр (инициалы) обучающегося.
Возраст.
Уровень предыдущей подготовки.
Степень усвоения теоретических знаний.
Степень усвоения практических навыков.
Оценка творческих способностей.
Степень комфортности личности в коллективе.
Результаты контроля за каждым обучающимся легко проследить от начала учебного
курса до его окончания, что позволяет определить динамику развития творческих
способностей обучающихся.
Диагностика
Диагностика теоретических знаний и практических навыков проводится в начале и
конце учебного года. В начале учебного года проводится педагогическое наблюдение,
даются задания разного уровня сложности, выявляющие уровень начальной подготовки. В
конце учебного года проводятся опросы, определяющие уровень теоретических знаний. С
целью выявления уровня практических навыков, предлагается выполнить самостоятельную
работу. Сложность самостоятельной работы выбирается в зависимости от ранее выявленного
уровня и возраста обучающегося.
13
2.4.Оценочные материалы.
Оценка качества реализации образовательной программы «По дороге к Азбуке»
включает в себя входящий, текущий, периодический и итоговый контроль успеваемости
учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости используется наблюдение за
степенью усвоения учащимися знаний умений и навыков в процессе обучения. При
необходимости вносится корректив в учебно-воспитательный процесс. Текущий контроль
успеваемости учащихся проводится в счет времени, предусмотренного учебным планом.
Периодический контроль проводится в форме тестирования, устных опросов, проверки
выполнения домашнего задания. Содержание периодического контроля и условия ее
проведения разрабатываются самостоятельно педагогом. Педагогом разрабатываются
критерии оценок периодического и текущего контроля успеваемости учащихся. Критерии
оценок должны соответствовать целям и задачам программы «По дороге к Азбуке» и её
учебному плану. Итоговый контроль проводится в форме самостоятельных работ, в
проведении викторин, рингов, участия в районных и областных конкурсах, олимпиадах. При
прохождении итогового контроля, учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и
навыки в соответствии с программными требованиями.
Диагностика
Показатели
Оптимальный
Теоретические
знания
по
основным
разделам учебно –
тематического
плана
Учебно
организационные
умения и навыки
(умение
организовать свое
рабочее
место,
навыки
соблюдения
правил
безопасности).
Владение
практическими
умениями
и
навыками,
предусмотренным
и программой по
основным
разделам учебно –
тематического
плана.
Достаточный
Полное
соответствие
теоретических
знаний ребенка в
силу его
возрастных
особенностей.
Недостаточный
Теоретические
знания усвоены более
чем на 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой. Знает
правила, но не
применяет.
Самостоятельно
Объем усвоенных
может
навыков и знаний по
организовать свое правилам
рабочее место,
безопасности
держать порядок в составляет более чем
течении всего
½, предусмотренных
рабочего времени. программой.
Четко соблюдает
правила
безопасности,
предусмотренные
программой.
Теоретические знания
усвоены менее, чем на 1/2
объема. С трудом
вспоминает правила и не
применяет их.
Самостоятельное
выполнение
практических
заданий в тетрадях
на печатной
основе, в
соответствии с
возрастом ребенка,
без посторонней
помощи.
Ребенок испытывает
серьезные затруднения в
выполнении заданий в
тетрадях на печатной
основе, всегда требуется
помощь педагога.
Самостоятельное
выполнение
практических
заданий в тетрадях на
печатной основе на ½
усвоенного объема, в
соответствии с
возрастом ребенка,
без посторонней
помощи.
Ребенок овладел менее чем
на ½ объема навыков
соблюдения правил
безопасности,
предусмотренных
программой.
Обучающийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога.
14
Результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту наблюдений, а затем в
общую карту группы.
По итогам диагностики детям, показавшим недостаточный уровень освоения
материала программы, оказывается необходимая помощь, проводится коррекция.
2.5. Методические материалы
Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями учащихся.
Особенности организации образовательного процесса – очное обучение.
Принципы обучения
Следует выделить определенные принципы обучения, с учетом которых
разрабатывалась программа «По дороге к Азбуке»:
принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения
общечеловеческих
социально-культурных
ценностей,
предполагающих
создание
оптимальной среды для воспитания детей;
принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не
механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;
принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала
возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, поэтому мышление опирается на восприятие зрительных образов;
принцип систематичности и последовательности – строится на процессе
обучения таким образом, чтобы учебная деятельность опиралась на ранее освоенные знания,
умения и навыки;
принцип взаимодействия – строится на взаимоотношениях между педагогом и
обучающимся; на взаимодействиях обучающихся как партнеров в творческой деятельности.
принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через
самостоятельное открытие его обучающимися);
принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровневого обучения,
продвижения каждого ребенка своим темпом);
разнообразие видов деятельности (обучение грамоте, введение в математику,
окружающий мир);
динамичность занятий (работа с дидактическим материалом, наглядностью,
раздаточным материалом, с тетрадями на печатной основе, проведение физкультминуток);
принцип вариативности (формирует у обучащихся умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
ступенями обучения);
принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса).
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, игровой.
Методы воспитания – поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия – беседа, игра, конкурс, наблюдение,
олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, ринг.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология игровой
деятельности, технология проблемного обучения, технология решения изобретательских
задач.
Структура обучающего занятия
15
I этап: организационный
-подготовка детей к работе на занятии;
-создание психологического настроя на учебную деятельность;
-активизация внимания.
II этап: проверочный
-установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания;
-выявление пробелов и их коррекция;
-проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап: подготовительный
-сообщение темы, цели учебного занятия;
-мотивация учебной деятельности.
IV этап: основной
усвоение новых знаний и способов действий;
-первичная проверка понимания;
-закрепление новых знаний и способов действий;
-обобщение и систематизация знаний.
V этап: контрольный
-выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
VI этап: итоговый
-анализ и оценка успешности достижения цели;
-перспектива последующей работы.
VII этап: рефлексия
-мобилизация детей на самооценку.
VIII этап: информационный
-инструктаж по выполнению домашнего задания;
-определение перспективы следующих занятий.
Занятие-игра
Тип учебного занятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся.
Структура:
I. Оргмомент.
II. Мотивация.
III. Актуализация знаний и способов действий.
IV. Конструирование образца применения в стандартной и измененной ситуациях.
V. Самостоятельное применение знаний.
VI. Контроль и самоконтроль.
VII. Коррекция.
VIII. Рефлексия.
Занятие-экскурсия
Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и
способов деятельности.
Структура:
I. Оргмомент.
II. Целеполагание. Мотивация.
III. Анализ содержания учебного материала.
IV. Выделение главного в учебном материале.
V. Обобщение и систематизация.
VI. Рефлексия.
16
Контрольное занятие
Тип учебного занятия: проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель: обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности
обучающихся
Структура:
I. Оргмомент.
II.Мотивация. Целеполагание.
III. Самостоятельное выполнение заданий.
IV.Самоконтроль.
V. Контроль.
VI. Анализ.
VII. Оценка.
VIII. Коррекция.
IX. Рефлексия.
Дидактические материалы
Раздаточные материалы: тетради на печатной основе.
Методический комплекс (разработки, пособия, схемы).
Диагностические материалы (методика диагностики, карты наблюдений)
Рабочие программы.
Программа «По дороге к Азбуке» составлена на основе Комплексной
образовательной программы «Школа 2100», в которую входят методические разработки:
обучение грамоте - Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке».
17
2.6. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности
при обучении письму. - Тула, 2000.
3. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста. – М., 2001.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 2002.
5. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб., 2006.
7. Жукова Н.С. Домашний букварь. – Екатеринбург, 2008.
10. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методическое пособие по обучению грамоте. – М.:
Баласс, 2006
11. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 2005.
18
Список литературы для детей
1. Андерсен Г. Х. Сказки. – М., «Самовар», 2001.
2. Бианки В. Лесные были и небылицы. Приключения муравьишки. - М., «Самовар», 2007.
3. Катаев В. Цветик - Семицветик. Дудочка и кувшинчик. – М., «Стрекоза», 2000.
4. Курляндский А. Возвращение блудного попугая. – М., «Самовар», 2003.
5. Маршак С. Вот какой рассеянный. Про все на свете. Усатый – полосатый. – М., «Малыш»,
2002.
6. Мориц Ю. Стихотворения. – М., «Линг», 2003.
7. Милн А. Стихотворения. – М., «Линг», 2001.
8. Михалков С. Дядя Степа. Стихотворения. – М., «Дрофа», 2005.
9. Паустовский К. Теплый хлеб. Растрепанный воробей. – М., «Дрофа», 2005.
10. Перро Ш. Золушка. Кот в сапогах. Красная шапочка. - М., «Планета детства», 2000.
11. Платонов А. Умная внучка. Волшебное кольцо. – М., «Дрофа», 2005.
12. Русские народные сказки. Репка. Колобок. Морозко. Иван – царевич и серый волк. - М.,
«Планета детства», 2000.
13. Сапгир Г. Стихотворения. – М., «Стрекоза», 2000.
14. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья. – «Мир искателя»,
2005.
15. Чуковский К. Мойдодыр. Айболит. – М., «Малыш», 2002.
16. Энциклопедия золотых сказок.- М., «Планета детства», 2000.
17. Энциклопедия зарубежных сказок. - М., «Планета детства», 2003.
19
3. Раздел 3. Рабочая программа воспитательной деятельности
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска
454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а, тел/факс: 8 (351) 792-94-04, mudod-raduga@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
от «26» августа 2024 г.
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦВР «Радуга»
__________________О.Н. Старастиванская
приказ №22-у от «26» августа 2024 г.
Рабочая программа воспитательной деятельности
к дополнительной общеразвивающей программе
«По дороге к Азбуке»
Адаптированная программа
Направленность: социально – гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Составитель:
Артюховская Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
Челябинск 2024
20
3.1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе
«По дороге к Азбуке», возраст обучающихся 5 - 6 лет, с целью организации воспитательной
работы с обучающимися.
Реализация программы воспитательной деятельности осуществляется параллельно с
выбранной ребёнком или его родителями (законными представителями) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Материал программы представляет собой базисный минимум воспитательной работы,
обязательный для проведения с обучающимися объединения может быть дополнен
педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных
потребностей детей.
Цель программы: формирование и развитие, у обучающихся детей, системы
нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их
личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:
- развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести;
ответственности, чувства долга;
- развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности;
инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
- воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
- приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства, уважения
прав человека, гражданственности и патриотизма.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования и развития,
в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовно-нравственного)
компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к жизни в
современном обществе, что в виду больших информационных объемов и трудоемкости
учебных дисциплин, основных и дополнительных общеобразовательных программ,
достигается, в настоящее время, крайне сложно.
Структура и особенности реализации программы:
Программа представляет собой отдельный событийный модуль, который дополняет
дополнительную общеобразовательную программу. Подобный синтез позволяет параллельно
с реализацией дополнительной общеобразовательной программой осуществлять
воспитательный процесс в детском объединении.
В результате такого подхода создается воспитательная среда, уникальная для данной
направленности образовательной деятельности данного объединения.
Режим занятий по программе включает в себя проведение, педагогом
дополнительного образования – руководителем детского объединения, не менее одного
воспитательного мероприятия в месяц и включение обучающихся в значимые
воспитательные события района и города. Общий объем учебных часов на реализацию
программы составляет 9 и более часов (в зависимости от формата мероприятий) на одну
учебную группу. Для более эффективного достижения цели и реализации задач
воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано
активизировать деятельность обучающихся детей в части их участия в организационномассовой работе, проводимой педагогами-организаторами, в мероприятиях городского
календаря образовательных событий.
21
Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной
деятельности определяются педагогом дополнительного образования, в зависимости от
направленности, реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной
программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями
обучающихся детей.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием, для
педагога дополнительного образования (лица ответственного за разработку мероприятия),
является соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям и
задачам воспитательной работы, отраженным в содержании настоящей программы,
основным направлениям и принципам воспитательной работы, направленности
дополнительной общеобразовательной программы, психофизиологическими обучающихся.
Программа воспитательной деятельности реализуется в синтезе с дополнительной
общеразвивающей программой «По дороге к Азбуке». На данном образовательном уровне,
главной целью является развитие личностных качеств обучающихся детей, воспитательный
процесс в творческом объединении направлен на выработку потребностей к учебнопознавательной, трудовой, творческой, социальной деятельности, развитию собственной
личности – саморазвитию, их дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и
осознание необходимости взаимодействия с ним, выработка социально-активной позиции
личности. Формирование и развитие этических принципов личности обучающихся, волевых
способностей и личностных качеств.
Направления воспитательной работы:
Воспитательная работа, как в МБУДО «ЦВР «Радуга», так и в объединении
осуществляется по пяти различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и
развить все аспекты личности обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых
педагогом, воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы
педагога, Центра).
Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании обучающихся в духе
любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами
гражданина и патриота России способной, на социально оправданные поступки в интересах
российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные
и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку
ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и
современным реалиям.
Культурологическое – осуществляется с целью приобщения обучающихся к
культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран,
общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания
благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся детей, выработки
уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных
интересов к различным культурным областям.
Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности,
развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных,
морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств —
совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия;
нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного
поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности,
послушания, доброй воли.
Экологическое воспитание – направлено на развитие у обучающихся экологической
культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и
формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей
национальной и общечеловеческой ценности.
22
Физкультурно-спортивное воспитание – направленно на совершенствование и
развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека,
формирование физической культуры личности, формирование осознанной потребности в
физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний,
потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для
здоровья человека, привычкам.
Принципы воспитательной работы:
Воспитательный процесс в творческом объединении, строится на следующих
принципах:
- Природосообразность воспитания – основывается на научном понимании
естественных (природных) и социальных процессов, их взаимосвязи. Заключается в
воспитании обучающихся сообразно их психофизиологическим особенностям.
- Культуросообразность воспитания – основывается на общечеловеческих
ценностях, с учетом особенностей и традиций национальных и региональных культур.
Заключается в воспитании обучающихся детей в соответствии с принятыми
социокультурными, морально-этическими нормами.
- Целенаправленность воспитания - заключается в организации воспитательного
процесса, педагогических взаимодействий, влияний и воздействий сообразно поставленным
целям и задачам.
- Гуманистическая направленность воспитания – заключается в соответствии
воспитательной деятельности тенденциям развития общества, педагогики и образования при
реализации задач формирования и развития личности обучающихся детей. Включает в себя
отражение идей гуманизма при организации и проведении воспитательных мероприятий.
- Централизация воспитания на развитие личности – воспитательный процесс
направлен на помощь обучающимся детям в становлении, обогащении и совершенствовании
их человеческой сущности, развитии личности.
- Принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учете педагогом
дополнительного образования экономических, демографических, социальных, экологических
и других условий жизнедеятельности обучающихся детей.
Категории воспитательных мероприятий:
Проводимые воспитательные мероприятия подразделены на 3 категории, каждая из
которых направлена на реализацию поставленных настоящей программой воспитательных
задач и достижение целевых результатов:
Теоретическая (развивающая) – в данную группу входят мероприятия,
направленные на интеллектуальное развитие обучающихся детей, расширение кругозора,
изучение новых областей знаний и т.п. Теоретические мероприятия могут проводиться как
отдельные мероприятия, или могут быть частью мероприятия, имеющего как теоретическую,
так и практическую части, также теоретическое мероприятие может предварять комплексное
или практическое мероприятие.
Практическая (формирующая, корректирующая) – включает группу мероприятий,
направленных на развитие или коррекцию личностных характеристик обучающихся детей
для достижения поставленных настоящей программой задач и реализации целевого
назначения программы – формирования системы нравственных, морально-волевых и
мировоззренческих установок, как основы воспитанности обучающихся детей.
Диагностическая (результативная) – группа мероприятий, основная задача которых
заключается в получении показателей результативности проводимых воспитательных
мероприятий с целью дальнейшей, комплексной оценки, полученных результатов и
выявления показателя эффективности реализации программы воспитательной работы в
целом по учреждению. Диагностические мероприятия проводятся в рамках практических и
теоретических занятиях в виде педагогического наблюдения, тестирования, опроса и т.д.
23
Ожидаемая результативность реализации программы и способы ее диагностики
В качестве результативности выполнения программы воспитательной работы
рассматриваются следующие критерии:
- формируемые, по средствам воспитательных мероприятий, качества личности детей,
включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их
личностное отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную
жизненную позицию;
- интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в направлениях
деятельности, реализуемых настоящей программой;
- уровень групповой сплоченности детского коллектива, психологический климат в
коллективе, степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей;
- показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей)
обучающихся и их мотивации к учебе;
- полнота освоения учебных часов, предусмотренных программой воспитательной работы.
Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется
педагогом дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели
сравниваются с результатами педагогической диагностики обучающихся детей по состоянию
на начало учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности выполнения
программы, представленный в разделе методического обеспечения.
После получения показателей по отдельным критериям осуществляется их
суммирование (кроме показателя социальной направленности) и выводится итоговая оценка
результативности для конкретного обучающегося. Итоговые оценки обучающихся
складываются и сравниваются с максимально возможной суммой таких оценок. Процентное
отношение полученных результатов к максимальной суме индивидуальных оценок и
составляет итоговый показатель результативности выполнения программы в детском
объединении.
Итоговая результативность выполнения программы в целом по учреждению
определяется путем суммирования результатов выполнения программы в каждой учебной
группе и сравнения полученного результата с максимально возможным значением
результативности.
Ожидаемые результаты
Направленность
№
Методы
воспитательной
Ожидаемые результаты
п/п
диагностики
работы
- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия,
столица России, Народ России, Семья и др.;
Гражданско1
- развить чувство любви и гордости к нашей
- Наблюдение;
патриотическое
стране, своей семье, друзьям;
- Беседа;
- развивать чувство коллективизма,
- Тестирование;
сплоченности детского коллектива;
- Опрос;
- Анализ
- сформировать представления об
участия в
окружающей природе, ее разновидностях;
мероприятии
- развивать чувство любви к природе;
2
Экологическое
- сформировать понимание необходимости
заботы о природе, бережного отношения к
ней;
24
3
4
5
- сформировать представления о моральноэтических качествах личности, об основных
нормах и понятиях этики;
- развить потребность к активной,
Духовнопознавательной деятельности, развитию,
нравственное
саморазвитию;
- сформировать устойчивые, положительные
представления о личных обязанностях,
ответственное отношение к ним;
- сформировать потребность в активной,
подвижной деятельности, здоровом образе
жизни;
Физическое
- знать правила личной и общественной
гигиены;
- развивать физические способности
обучающихся детей;
- знать основные виды учреждений культуры,
их назначение, особенности;
- знать основные виды искусств (живопись,
музыка, театральное искусство,
художественная литература, архитектура и
др.);
Культурологическое - иметь представления о национальной
культуре русского народа, и народов других
стран, правилах поведения в обществе;
- сформировать положительное отношение к
культуре и искусству;
- развить способности чувственного
восприятия предметов культуры и искусства;
Методы оценки результативности выполнения программы
Основным методом изучения уровня воспитанности обучающегося является
наблюдение. Педагог наблюдает ребенка в процессе подготовки к мероприятиям программы,
во время мероприятия, после мероприятия. Также применяются письменный и устный опрос,
беседа, тестирование, беседа, анализ участия в мероприятии.
Методики диагностики
Для диагностики уровня воспитанности применяется методика М.И. Шиловой
Диагностика отражает пять основных показателей нравственной воспитанности
обучающегося:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся
качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг
от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы
суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).
Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние
баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет
уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
25
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом
поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических
воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще
неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется, в основном,
требованиями взрослых, и другими внешними стимулами и побудителями, при этом
саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется
самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная
общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и
положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной
общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо,
однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает
лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть
целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что
управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики.
Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском
собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой
обучающихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая карта изучения уровней проявления воспитанности обучающегося
Основные отношения.
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до
Показатели
нулевого уровня)
воспитанности
Отношение к обществу
1. Патриотизм
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению
других;
1. Отношение к
2 - любит и бережет природу;
родной природе
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством
учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,
рассказывает об этом другим;
2. Гордость за свою
2 - интересуется историческим прошлым;
страну
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
3. Служение своими
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и
силами
поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
4. Забота о своей
1 - в делах класса участвует при побуждении;
школе
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не
испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
26
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей;
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
6. Стремление
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
реализовать свои
2 - стремится учиться как можно лучше;
интеллектуальные
1 - учиться при наличии контроля;
способности
0 - плохо учится даже при наличии контроля.
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает
товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
7. Саморазвитие
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной
деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
аккуратно, помогает товарищам;
8. Организованность в 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
учении
аккуратно;
1- работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем;
0 - на уроках не внимателен, домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на
творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
9. Инициативность и
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных
творчество в труде
другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и
творчество не проявляет.
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к
этому товарищей;
10. Самостоятельность 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает.
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
11. Бережное
2 - бережет личное и общественное имущество;
отношение к
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному
результатам труда
имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и
помогает товарищам;
12. Осознание
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
значимости труда
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при
выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со
отношение к старшим стороны сверстников;
5. Познавательная
активность
27
14. Дружелюбное
отношение к
сверстникам
15. Милосердие
16. Честность в
отношениях с
товарищами и
взрослыми
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к
сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны
товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен.
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и
настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия
контроля;
0 - неотзывчив, иногда жесток.
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит
проявления лжи и обмана со стороны других;
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе
5. Самодисциплина
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках,
стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но
17. Самообладание и
безразличен к безволию своих товарищей;
сила воли
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко
подчиняясь воле других;
0 - силой воли не обладает и не стремится ее развивать.
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого
от других;
18. Самоуважение,
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится
соблюдение правил
о других;
культуры поведения
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает.
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого
от других;
19. Организованность
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
и пунктуальность
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет.
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в
хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и
20. Требовательность к
поступках;
себе
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших
делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
28
3.2. План воспитательной работы (по направленностям)
Гражданско-патриотическое.
№
Тема мероприятия
п/п
Месяц
проведения
Гражданско-патриотическая направленность
1
Беседа «Россия – Родина моя!»
сентябрь
2
Занятие «Символы России»
сентябрь
3
«Нам жизнь дана на добрые дела», изготовление
открыток ко Дню пожилого человека
сентябрь
4
Презентация «История возникновения Руси»
октябрь
5
Презентация «Москва – столица нашей Родины»
октябрь
6
Занятие «4 ноября – День народного единства»
ноябрь
7
Беседа по теме «Герои России»
ноябрь
8
Презентация «23 февраля - День Защитника
Отечества».
февраль
9
Беседа ко дню космонавтики: «Первый полет
человека в космос»
апрель
10
Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»
май
11
Изготовление подарков ветеранам «Мы помним,
мы гордимся!»
май
Культурологическая направленность
12
Посещение театрализованного представления.
декабрь
13
Посещение детской библиотеки.
апрель
Духовно – нравственная направленность
14
Тематическая неделя бесед «Что такое хорошо и что такое
плохо?»
сентябрь
29
15
Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого
человека).
октябрь
16
Беседа «Старость в радость»
октябрь
17
Учебная игра «Что такое правила хорошего тона»
ноябрь
18
Рыцарский турнир» спортивно-игровой праздник к 23
февраля
февраль
19
Праздник ко Дню 8 марта «Мамочка милая мама моя…»
март
Экологическая направленность
20
Беседа «Как спасти природу?»
сентябрь
21
Акция «Птичья столовая»
октябрь
22
Презентация «Край, в котором ты живешь»
23
Виртуальные экскурсии по заповедникам мира
24
Викторина «Времена года»
апрель
25
Презентация «Пожар в лесу»
апрель
26
Беседа «В природе должно быть чисто и красиво»
март
май
Физкультурно – спортивная направленность
27
Регулярные физкультминутки на занятиях.
ежедневно
28
Зимние забавы – игры на свежем воздухе.
январь
29
«Папа, мама, я – спортивная семья»
апрель
30
«Веселые старты».
май
3.3. Содержание программы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы по программе в объединении зависит как от
направленности дополнительной общеобразовательной программы, в данном случае
социально – гуманитарной направленности, так и от возраста детей. Сроки и формат
мероприятий корректируются в соответствии с календарем образовательных событий города,
планом районных и городских массовых мероприятий, имеющих воспитательное значение.
30
В зависимости от нормативно-правовых документов органов управления
образованием, определяющих направления и тенденции развития воспитательной работы в
образовательных учреждениях, содержание воспитательной работы по реализуемой
программе воспитательной деятельности в МБУДО «ЦВР «Радуга» направлениям может
быть скорректировано либо изменено с учетом соответствующих тенденций.
Объем нагрузки по программе, на уровне детского объединения, составляет от 9 часов
на учебный год, без учета работы педагогов-организаторов и воспитательных компонентов,
включенных в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу,
реализуемую педагогом дополнительного образования.
Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности
Гражданско-патриотическая направленность
Включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с государственной символикой России
(Государственный гимн, герб и флаг России);
- формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной стране,
о столице России, о народах России, ее природе и национальных достояниях;
- воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким;
- развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к
культурному наследию России, ее природе;
- развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Мероприятие 1. Беседа «Россия – Родина моя!»
Содержание: познакомить детей с понятиями: Родина, Россия, Отечество. Рассказать
о символике и Гимне России. Воспитывать патриотические чувства и уважение к своей
Родине.
Мероприятие 2. Занятие «Символы России»
Содержание: рассказать детям о
Мероприятие 3. «Нам жизнь дана на добрые дела», изготовление открыток ко Дню
пожилого человека.
Содержание: рассказать детям о празднике, который празднуют пожилые люди, об
уважении к старшему поколению, о любви, терпимости, сострадании. Изготовить открытки
для своих бабушек, дедушек.
Мероприятие 4. Презентация «История возникновения Руси»
Содержание:
Мероприятие 5. Презентация «Москва – столица нашей Родины»
Содержание:
Мероприятие 6. Занятие «4 ноября – День народного единства»
Содержание:
Мероприятие 7. Беседа по теме «Герои России».
Содержание: приобщать обучающихся к историческому прошлому нашей страны,
познакомить с историей праздника, который проходит 9 декабря, воспитывать чувство
гордости за историю своей страны, уважение к людям, совершившим героический поступок.
31
Мероприятие 8. Презентация «23 февраля - День Защитника Отечества».
Содержание: познакомить с праздником 23 февраля, показать слайды о значении
праздника, рассказать о воинах – героях, воспитывать патриотические чувства.
Мероприятие 9. Беседа ко дню космонавтики: «Первый полет человека в космос»
Содержание: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым
космонавтом Ю. А. Гагариным, расширять представления детей о профессии летчика –
космонавта, воспитывать уважение к профессии летчика-космонавта, бережному отношению
к планете Земля.
Мероприятие 10. Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»
Содержание: дети должны знать историю своей страны, чтить память фронтовиков,
отдавших свою жизнь за свободу и независимость России. Презентация – это повод еще раз
вспомнить всех тех, благодаря кому существует мир на земле.
Мероприятие 11. Изготовление подарков ветеранам «Мы помним, мы гордимся!»
Содержание:
Культурологическая направленность
Культурологическая направленность воспитательной деятельности включает в себя:
- ознакомление обучающихся детей с основными видами учреждений культуры, их
особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к отечественным
и общемировым культурным ценностям;
- развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и понимания
красоты человеческой души, эстетических качеств детей;
- воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через ощущения
гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний;
- обогащение впечатлений обучающихся детей об этике человеческих взаимоотношений, как
духовной ценности на основе идеалов любви, правды, добра.
Мероприятие 12. Посещение театрализованного представления, приуроченного к
празднованию новогоднего праздника.
Содержание: Беседа об общей культуре человека, о правилах поведения на
мероприятиях, в общественных местах. Обсуждение тематики праздника, создание хорошего
настроения.
Мероприятие 13. Посещение детской библиотеки.
Содержание: Беседа о книге, как источнике знаний, духовного обогащения и
мудрости, как предмета искусства. Экскурсия в библиотеку.
Духовно-нравственная направленность
Включает в себя:
- Формирование гармоничной личности обучающихся, развитие ценностносмысловой сферы, средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых
национальных ценностей;
- Развитие нравственных чувств, обучающихся - совести, долга, веры,
ответственности, уважения, чести, справедливости;
- Формирование нравственного облика и нравственной позиции обучающихся детей;
32
- Расширение интеллектуальных знаний, обучающихся в области морали и этики,
ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами;
Мероприятие 14. Тематическая неделя бесед «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Содержание: беседы с детьми о правилах поведения, о манерах, об этикете, принятых
в нашем обществе.
Мероприятие 10. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона»
Содержание: дидактическая игра, которая учит как отличить хорошие и плохие
манеры поведения человека в обществе.
Мероприятие 15. Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека).
Содержание: беседа направлена на уважение старшего поколения.
Мероприятие 16. Беседа «Старость в радость»
Содержание:
Мероприятие 17. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона»
Содержание: дидактическая игра, которая учит как отличить хорошие и плохие
манеры поведения человека в обществе.
Мероприятие 18. «Рыцарский турнир» спортивно-игровой праздник к 23 февраля
Содержание: праздник, приуроченный к празднованию 23 февраля, который
направлен на игровую тематику. Все мальчики должны показать силу, характер,
выносливость, дружеские отношения, изготовление подарков для пап.
Мероприятие 19. Праздник ко Дню 8 марта «Мамочка милая мама моя…»
Содержание: чтение стихотворений, конкурсы, песни, изготовление подарков для
мам.
Экологическая направленность
Включает в себя:
- Формирование у обучающихся детей сознательного, положительного отношения к
окружающей среде, убежденности в необходимости гуманного, бережного отношения к
природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
- Расширение знаний обучающихся в области экологии и охраны окружающей среды;
- Развитие потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и
явлений;
- Формирование экологического мировоззрения обучающихся, основанного на
естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убежденность детей в
единстве человека и природы;
Мероприятие 20. Беседа «Как спасти природу?»
Содержание: показ детям картинок, которые символизируют о том, что наша природа
в опасности, ее нужно срочно спасать, предложить разобрать варианты спасения нашей
природы.
Мероприятие 21. Акция «Птичья столовая»
Содержание: побеседовать о том, как холодно и голодно птицам зимой, из
подручного материала сделать совместно с детьми кормушки.
33
Мероприятие 22. Презентация «Край, в котором ты живешь»
Содержание:
Мероприятие 23. Виртуальные экскурсии по заповедникам мира
Содержание: просмотр фильмов про заповедники, рассказать значение, которые
выполняют заповедные места, познакомить детей с Красной книгой.
Мероприятие 24. Викторина «Времена года»
Содержание:
Мероприятие 25. Презентация «Пожар в лесу»
Содержание: показ презентации о том, как может от одной маленькой спички сгореть
весь лес, обсудить правила поведения в лесу.
Мероприятие 26. Беседа «В природе должно быть чисто и красиво»
Содержание: показать детям картинки на соответствующую тематику, предложить
сравнить ситуации, когда жить лучше, и что люди должны делать для этого.
Физкультурно-спортивная направленность
Включает в себя:
- мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья обучающихся детей;
- развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, моральноволевых – решительности, смелости;
- социализацию обучающихся детей путем развития чувств коллективизма и
взаимовыручки;
- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие;
- ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни, формирование
потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование
устойчивых представлений о пользе и необходимости физического развития.
Мероприятие 27. Регулярные физкультминутки на занятиях.
Содержание: самая первоначальная и главная роль физкультминуток – это
повышение и
поддержание на должном уровне умственной активности и
работоспособности
ребенка во время занятий. К каждому занятию подбирается
физкультминутка по теме занятия.
Мероприятие 28. Зимние забавы – игры на свежем воздухе.
Содержание: снежки, катание с горки, лепка снежной бабы, катание на коньках.
Мероприятие 29. «Папа, мама, я – спортивная семья»
Содержание:
Мероприятие 30. «Веселые старты».
Содержание: веселые старты проводятся между командами из разных групп, чтобы
оценить смелость, выносливость, сплоченность команд, установку на победу
34
3.4.Список используемой литературы
Электронные ресурсы:
1.
Голованова, Н. Ф. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов /
Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2018. —
Режим доступа: http://www.biblio-online.ru ;
2.
Государика. Президентская библиотека – школьникам [Электронный ресурс]: Раздел
официального сайта ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» – режим
доступа http://gosudarika.prlib.ru/ ;
3.
Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема
педагогической теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие для слушателей
ФПКиППРО – режим доступа http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/678/79678/60125
35